Этрусская культура и религия
Страница 1
Наиболее полную и разностороннюю информацию о происхождении этрусков дает их духовная жизнь и религиозные верования.
Главным источником при изучении этрусского религиозно – мифологического мира являются рисунки, рельефы, скульптурные изображения. Так же существуют различные свидетельства об этрусской религии в произведениях Варрона, Цицерона, Ветрувия, Ливия, Плиния, Сервия[35], в трудах которых можно почерпнуть данные о религиозном учении, пантеоне, культе и практике гадания, организации жречества. Но с использованием этих данных встает вопрос об их достоверности. Поэтому исследователи и сегодня обращаются к античным источникам и римским традициям, пытаются выявить их этрусские источники.
Некоторые источники указывают, что у этрусков отсутствовала литература, причем литература светская, оказавшая влияние на литературу Рима. Прежде всего, не подлежит сомнению приоритет в области театра, заимствованного ими у греков. Римляне считали этрусским и само слово, ставшее отображением названия самого актера в древности – nister.
С именем бога Сатурна, о культе которого у этрусской можно строить лишь предположения. На основании близкости его имени satres к этрусскому родовому имени satra связано представление о его происхождении.
Значительно более подробные сведения дошли до нас через латинских писателей о религиозной литературе этрусков, она пользовалась известностью в Риме и содержала определенные знания из различных областей древней науки.
Согласно Цицерону этрусские религиозные книги подразделялись на три категории libriharus – pisini, fulgurales и rituales. Судя по косвенным данным древних авторов, эти книги были составлены в стихах, и, как говорит традиция, являлись откровением этрусского бога Тагета и нимфы Вмонии.
libriharus – pisini являлись трактатом о совершенствовании гарустиций, т.е. содержала правила гаданий по внутренностям животных и их толкованиях. Это была скорее самая древняя часть этрусской дисциплины.
Fulgurales содержит учение о смысле и значении молнии. Это было весьма трудно, молнии, в зависимости от места, времени года, дня ее падения, придавалось особое значение. Этруски отличали 9 божеств громовержцев, из них главное - Тикия обладал тремя молниями. Существовали различные жрецы, которые осуществляли толкования влияния молний на частные и общественные дела.
Rituales содержали правила основания и устройства городов по этрусским обычаям, сложившиеся еще в эпоху бронзы и применяющиеся при сооружении террамар. Соответсвующий ритуал был направлен на ориентацию направлений, идущих из определенного центра, отмеченного жрицом и освященного его действиями. Эти правила должны были кое – что содержать из геометрических познаний этрусков.
Составной частью этих книг были прогнозы относительно продолжительности человеческой жизни, описание загробной осуществлялось и по погребальным ритуалам.
В Этрурии существовали авгуры, которые являлись толкователями предзнаменований по полету, крику и кормлению птиц. Правила этих толкований так же находились в книге.[36]
По мнению Ельницкого, священные книги заключали в себе так же не мало исторических сведений и являлись своего рода этрусской Библией, с ним соглашаются и другие исследователи.
Отголоски этрусской религии можно найти в религии римлян. В определенной степени это объясняется тем, что что в основе этих двух религий лежат общеиталийские религиозные представления и культовые навыки, сложившиеся в предшествующие эпохи их совместного культурного развития.
Этрусская религия обладала космогоническим учением, имеющим точки соприкосновения с легендой Исиода о веках мироздания, а еще более с древневавилонскими и библейскими сказаниями космогоническо – пророческого характера. По этому учению творец создал мир за 12 тыс. лет, корреспондирующих с 12 знаками зодиака. Человеческая жизнь так же слагалась из 12 семилетий. Человек, проживший более 9 семилетий, не мог более расчитывать на помощь очистительных культовых действий.
Эти этапы создания на некоторых моментах сходны с Библией. Ученые Ж. Биде и Ф. Нюмона считают источником Суды сочинения еврейского автора, который был знаком с греческим и зороастрийской литературой. М. Паллатино полагает, что текст Суды – компеляция этрусских и христианских элементов в литературной обработке поздней эпохи Рима. А Паиньоль, возражает против обеих трактовок, находя элементы этрусской космогонии, изложенной Судой, в этрусском тексте того времени, когда христианство еще не существовало, а контакты этруссков сносителями иудаизма не достоверны и маловероятны.[37]
Причины войны
В конце XVII века молодой и деятельный русский царь Петр I решил отвоевать у Швеции берега Балтийского моря. Издавна русские владели теми землями, что простирались за Ладожским озером. Строились ладьи, купцы плавали за море в иные края и возили туда русский мед, лен, пеньку и многие другие товары. Однако в XVI—XVII веках в ходе длительн ...
Восстание декабристов
Невозможно понять, что произошло 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади, если не знать, что же именно было задумано декабристами, на каком плане они остановились, что именно надеялись совершить.
События обогнали декабристов и вынудили их выступить раньше тех сроков, которые были ими определены. Все резко изменилось поздней осенью 1825 ...
Тушинский ВОР
Поражение Болотникова не вылилось в торжество Шуйского. Необходим был лишь новый центр притяжения оппозиционных сил, и он скоро явился в лице нового Лжедмитрия, обосновавшегося в Стародубе.
Вокруг самозванца объединились разные силы. Инициаторами интриги выступили бывшие сторонники Лжедмитрия I. К ним примкнули уездные дворяне и служил ...