Государственная казна и её определяющая роль в государственном
строительстве при Петре Первом
Страница 1
Армия, получившая боевой опыт сражений со шведскими войсками в Прибалтике, показала свою истинную силу в битвах при деревне Лесной в 1708 г. и при Полтаве в 1709 г. В результате последней была уничтожена сухопутная армия шведского короля Карла XII, и Россия впервые за годы Северной войны смогла спокойно вздохнуть. После этих побед Петр Первый взял курс на всемерное закрепление достигнутого. Взор Петра с внешнеполитических проблем плавно перешел на внутриполитические. Благодаря полученной передышке, а затем и окончанию Северной войны в 1721 г., государственное строительство Петра приобретало более осмысленный, гармоничный и глубокий характер. Реформы этой части царствования Петра не были идеальными и не всегда преобразования достигали цели, но под неутомимым оком царя они эволюционировали и приобретали все более определенные формы.
Первое, на что пал взгляд царя, как и в прежние времена – пополнение казны, которая традиционно испытывала острый дефицит. На этот раз решение проблемы власть видела в эффективности сбора податей. Именно на это и была рассчитана областная реформа, начавшаяся в 1708 году созданием 8 губерний с губернаторами во главе. Низовым делением губерний на первом этапе стали уезды. Укрепление вертикали власти преследовало и другие цели: губернаторам придавались воинские подразделения, с помощью которых губернаторы обеспечивали спокойствие в губернии – подавляли бунты недовольных поборами и рекрутской повинностью. Слабость и неэффективность прежней администрации – городских воевод – показали восстания на юге: «стрелецкое» в Астрахани и под руководством Кондратия Булавина на Дону. Дальнейшее развитие областной реформы выразилось сначала в увеличении числа губерний до 10, затем введением новой административной единицы – доли. Завершилась реформа упразднением «долей» и образованием провинций, которые делились в свою очередь на дистрикты. В руках губернского правления к 1710 г. сосредоточилась административная и судебная власть. Надо упомянуть, что начиная с 1699 года Петр Первый предпринял попытку отделить судебную власть от административной путем создания вертикали независимых от администрации судов. Но поскольку избежать влияния администрации на суды не удалось, а также оттого, что население не оценило пользы новшества и по привычке обращалось за судебным разбирательством к административным властям, судебная власть вернулась к губернскому правлению. Однако и здесь судебная власть не осталась надолго. С образованием провинций, которыми руководили воеводы, назначаемые Сенатом и подчинявшиеся коллегиям, судебная и административная власть перешла к ним. Губернаторам воеводы подчинялись только в военном плане (в том числе, сбор рекрутов).
Преодоление дефицита казны на областной реформе не закончилось. Следующей мерой в изыскании финансов для государства стали меры по учету податного населения – перепись населения 1710 г. Сама перепись населения – не есть реформа, но результаты её показали, что подворная подать неэффективна. Ради сокращения налогового бремени, крестьяне шли на хитрость: обносили нескольких дворов одним плетнем (забором) с одними воротами, что считалось одним двором. Количество дворов, естественно, сокращалось. А казне от этого был прямой убыток. Решено было заменить подворную подать подушной. Однако фактическое завершение реформа получила только в 1718-1723 гг., когда была проведена дополнительная перепись, а затем ревизия переписи. На 1722 г. в России проживало лиц податного состояния мужского пола 5 967 313 человек. Размер основной подати был рассчитан арифметически: расходы на содержание армии и флота были разделены на количество душ. Помещичьи крестьяне обязаны были платить 74 копейки, так как ещё платили оброк помещику, государственные крестьяне платили 1 рубль 14 копеек, городское население 1 рубль 20 копеек. Доход государственной казны после этих мер существенно возрос.
Формирование системы тоталитарной бюрократии
Сегодня мы знаем, что Сталин не был бы тем Сталиным, если бы он не использовал насилие как важнейший инструмент для достижения политических целей. Насилие фактически стало одним из решающих средств реализации социально-экономических планов и программ. Такой поворот в политическом курсе, начатый ещё в конце 20-х годов и особенно рельефно ...
Идея единодержавного властителя. Формирование задачи
С того момента, когда вечером 19 брюмера в Сен-Клу Мюрат рапортовал Наполеону, что зал Совета пятисот очищен и все обстоит благополучно, генерал Бонапарт превратился на 15 лет в ничем не ограниченного правителя французского народа. То обстоятельство, что первые пять лет этого периода Наполеон называл себя первым консулом, а последние де ...
Богатство и щедрость в рыцарском
сознании
Литература рыцарской среды выявляет органичную связь понятий чести, могущества и богатства. Чем сильнее и могущественнее рыцарь, тем, как правило, он и богаче. Богатство являлось знаком не только могущества, но и удачливости. Именно поэтому в "Песне о Нибелунгах" основная коллизия рыцарской эпопеи разворачивается вокруг темы к ...