Альберт Эйнштейн


Эйнштейн Альберт (1879-1955), физик-теоретик, один из основателей современной физики.
 

Северная война


Северную войну (1700-1721) Россия вела в союзе с Данией, Саксонией и Речью Посполитой (Польшей) против Швеции.

Франкское государство


Франкское государство было одним из крупнейших в раннесредневековой Европе.
 

История Киева


Первые поселения на территории современного Киева возникли от 15 до 20 тысяч лет тому назад.
 


Государственная казна и её определяющая роль в государственном строительстве при Петре Первом
Страница 2

Реформаторская деятельность Петра Великого » Государственная казна и её определяющая роль в государственном строительстве при Петре Первом

Финансовой реформе сопутствовали социальные преобразования в сфере податного населения и усиление администрации, так как одних финансовых мер для пополнения казны оказалось недостаточно. Перепись, а затем введение новой податной системы, обозначили и закрепили социальные группы внутри податного населения. Государственные крестьяне – лично свободные, не крепостные по тогдашним меркам, но прикрепленные к земле. Государственные крестьяне могли быть переведены в крепостные путем пожалования царем кому-то из дворян. Крепостные крестьяне в свою очередь делились на помещичьих крестьян, которыми помещик мог распоряжаться по своему усмотрению, и приписных (приписанных к промышленным предприятиям), которых продавать можно было только вместе с предприятием. Городское податное население – лично свободное, находящееся в ведении городских властей.

Дополнительно к подушной подати были приняты очень жесткие меры по борьбе с бегством крестьян, так как крестьяне повально бежали от новых тяжких повинностей. Параллельно с последней ревизией вводилась паспортная система. Теперь крестьянин, находившийся более чем за 30 верст от места жительства без паспорта или отпускного свидетельства от помещика, считался беглым.

На пути получения государственной казной «объективного» дохода стояло не только нежелание податного населения платить, но и нечистоплотность властей на местах, которые часто прибегали к казнокрадству и взяточничеству ради личной выгоды. Для борьбы с этими недостатками государственной системы Петр Первый создает службу негласного контроля за работой административных органов – институт фискалов во главе с обер-фискалом в 1711 г. Суть контроля состояла в выявлении злоупотреблений властей на местах и тайное донесение об этих нарушениях царю. Со временем выяснилось, что один только тайный контроль влечет за собой больше недостатков, нежели пользы, так как бесконтрольные фискалы, получавшие по закону часть имущества уличенного в должностном преступлении, шли на серьезные злоупотребления ради опять же собственной выгоды. В порядке совершенствования контроля работы администрации деятельность фискалов была ограничена, а затем служба фискалов была дополнена гласной системой контроля – Генерал-прокурора и прокурорами на местах с 1722 г. Обязанности гласного контроля касались уже не столько выявления свершившихся злоупотреблений, сколько профилактики (предупреждения) нарушений законности в работе административного аппарата.

Третья мера для благополучия государства, в том числе и для сбора средств в казну, явилась реформа государственного управления. Зачатки этой реформы, как мы уже упомянули, имелись уже в начале правления Петра в лице Ближней канцелярии. Однако устаревшая система государственных органов нуждалась в более глубоких переменах. Поводом для создания главного органа государственного управления – правительствующего Сената – стал отъезд Петра Первого в Прутский поход, и желание оставить вместо себя у «государственного руля» компетентных людей. Сенат был создан указом от 22 февраля 1711 г. Этим же указом был определен его первоначальный состав – 8 человек из числа приближенных к царю. Несмотря на то, что Сенат был «правительствующим», в его основные обязанности входило не только административное руководство страной, но и судебные и законосовещательные функции. Функции и компетенция Сената менялись со временем и были закреплены указом от 27 апреля 1722 г. Реформа государственного управления продолжилась заменой аппарата исполнительной власти.

Указами от 11 и 15 декабря 1717 г. были учреждены 9 коллегий, призванные заменить устаревшие приказы, которыми на первых порах своего существования вынужден был пользоваться Сенат. К 1721 году коллегий стало 12: коллегия Чужестранных (иностранных) дел, Военная коллегия, Адмиралтейств-коллегия, Вотчинная коллегия, Камер-коллегия, Штатс-контор-коллегия, Ревизион-коллегия, Коммерц-коллегия, Берг-коллегия, Мануфактур-коллегия, Юстиц-коллегия, Духовная коллегия (позже Святейший Правительствующий синод). Реформа государственного управления завершилась созданием относительно стройной бюрократической системы, которая по задумке царя, должна была работать четко, как часы. Завершающий этап административной реформы, а именно создание провинций под руководством воевод, а также создание аппарата некоторых коллегий на местах, а затем введение 28 февраля 1720 г. Генерального регламента – единой системы делопроизводства в стране – явились звеньями одной преобразовательной цепи, которая привела к созданию мощной бюрократической системы управления. Следует отметить, что чуда, которого ждал Петр от этой системы, не произошло. Западная идея, упав в российскую «почву», привела к тому, что недостатки бюрократии стали довлеть над её достоинствами. Бюрократы, следуя Генеральному регламенту, больше внимания уделяли процессуальной и бумажной стороне вопросов, нежели решению дел по существу. Кроме того, традиционные казнокрадство и взяточничество нашли в этой бюрократической системе свои пути.

Страницы: 1 2 3


Реформы П.А. Столыпина: замысел и реализация.
1906 г. Россия встретила на распутье. Существовала реальная возможность развития событий по трем направлениям: 1) дальнейшее продолжение революции; 2) наступление контрреволюции; 3) трансформация революции ,,снизу” в революцию ,,сверху”, т.е. попытка разрешить поставленные революцией вопросы путем постепенного реформирования страны. И п ...

Политика СССР в Европе на рубеже 20-30-х годов
В 1929 г. министр иностранных дел Франции Бриан выдвинул проект объединения Европы в «пан-Европу». По французскому проекту, «пан-Европа» должна была стать средством поддержания мира и преодоления экономического кризиса. В СССР и в Германии проект Бриана расценили как попытку обеспечить французскую гегемонию в Европе. Переговоры о «пан-Е ...

 Государственный строй
В процессах становления и развития государственного аппарата франков можно выявить три главных направления. Первое направление, особенно характерное для начального этапа (V-VII вв.), проявилось в перерождении органов племенной демократии франков в органы новой, публичной власти, в собственно государственные органы. Второе - определялось ...