Интерес к отдельным аспектам эпохи "религиозной революции" Аменхотепа IV возрастает на рубеже 1950-х - 1960-х годов. Связано это, видимо, во многом с "раскрепощением" советской исторической науки в период "оттепели". Следует отметить статьи видного египтолога Э.М. Матье о амарнском искусстве [20,21], где особый интерес заслуживают наблюдения исследователя об органичной связи его с религиозно-философской концепции атонизма. Большой вклад в преодоление бытовавших в работах некоторых западноевропейских египтологов взглядов на существо религиозной реформы Эхнатона как на противостояние светского и духовного начал внесли работы И.А. Стучевского [41]. Он убедительно доказал, что как период XVIII династии, так и позднее не существовало противостояние между царской властью и жреческими корпорациями.
Существо конфликта, в наиболее острой своей фазе приходившегося на время правления Эхнатона, исследователь усматривает в соперничестве центральной власти и сепаратистки настроенной номовой аристократии, действовавшей совместно с крупнейшими жреческими корпорациями.
Наибольшая интенсивность разработки проблем, так или иначе связанных с реформой Эхнатона, наблюдается в 1970-е - 1980-е годы. Тщательный анализ религиозных верований египтян, сущности теологических концепций различных культов, в том числе и солнцепоклоннического, осуществил М.А. Коростовцев [18]. При всей зачастую эпизодичности и фрагментарности сюжетов о реформе Эхнатона, в работах исследователя обобщается целый пласт сведений о структуре жреческих корпораций, особенностях отправления культов, организационных основах храмовых учреждений в Древнем Египте.
Фундаментальными работами по истории религиозной реформы Эхнатона следует считать монографии и статьи Ю.Я. Перепёлкина [27,28, 29,30, 31, 32, 33, 34, 35], опубликованные в конце 1970-х - начале 1980-х годов. Главной особенностью его работ является то, что исследователь отказался от событийно-хронологического принципа изложения материала. Одни из них носят публицистический характер, другие - источниковедческий, открывая собой эпоху религиозного переворота Аменхотепа IV. История переворота передаётся через тщательнейший, скрупулёзный анализ всех имеющихся источников, раскрывающих генезис, эволюцию и закат солнцепоклонничества. Посредством анализа текстовых и графических изображений исследователю удаётся подробно реконструировать ход религиозной реформы, её судьбу при преемниках фараона. Ю.Я. Перепёлкин доказал, что реформа реализовывалась постепенно, для неё не был характерен быстрый, радикальный разрыв с предшествующим многобожием. Религиозная нетерпимость и гонения на многобожие связаны лишь с заключительным периодом правления фараона. Не был столь же стремительным и отход солнцепоклонничества после смерти фараона при его преемниках.
Социальная структура древнеегипетского общества в "классический" период исследуется в работах Е.С. Богословского [2,3]. Прямое отношение к нашей проблематике имеет анализ зависимого населения храмовых хозяйств, которое, по наблюдениям Е.С. Богословского, не отличалось единством происхождения и статуса.
В конце 1980-х - начале 1990-х годов создаются на русском языке большое количество работ зарубежных египтологов. Из них проблемам, в той или иной мере, посвящённых религиозной реформе Эхнатона, уделяется внимание в исследованиях Пьера Монтэ [23] и Жака Кристиана [12]. Первый из них, хотя и не останавливается специально на проблемах амарнского периода, реконструируя повседневную жизнь египтян в эпоху Рамессидов, сообщает немало сведений о религиозных культах, структуре жреческих корпораций в предшествующую эпоху. В работах Жака Кристиана содержатся биографические этюды о фараонах Эхнатоне и его преемниках - Тутанхамоне, Эйе, Хоренхебе. Для исследователя в большей мере характерно обращение к личности своих героев, нежели чем к изображению широкого исторического фона религиозного переворота, к преломлению в их сознании социально-политических, экономических и духовных факторов этих масштабных событий. Глубокие психологические зарисовки биографа Эхнатона рисуют образ полного искренней любви к семье фараона, но в то же время жёсткого и властного правителя государства.
Этрусская культура и религия
Наиболее полную и разностороннюю информацию о происхождении этрусков дает их духовная жизнь и религиозные верования.
Главным источником при изучении этрусского религиозно – мифологического мира являются рисунки, рельефы, скульптурные изображения. Так же существуют различные свидетельства об этрусской религии в произведениях Варрона, Ци ...
Образование Александра Александровича и начало общения с К. П. Победоносцевым.
До апреля 1865 г. Александр был полковником и флигель-адьютантом, а титул наследника принес ему производство в чин генерал-майора с зачислением в свиту императора и назначением атаманом всех казачьих войск. В это время он был уже сложившимся человеком, но не подготовленным к новым обязанностям и лишенным задатков государственного челове ...
Войны со Швецией и Речью Посполитой. Воссоединение Украины с Россией.
После смерти Ивана Грозного правительство Годунова стремилось к поддержанию мирных отношений с соседями. Неоднократно продлевалось перемирие с Речью Посполитой, развивались отношения с Кавказом и Средней Азией. Вместе с тем удалось усилить оборону южных границ. Дважды крымский хан Девлет-Гирей собирался в поход на Россию (1591, 1598), но ...