Актуальность избранной темы курсовой работы обусловлена недостаточной её разработанностью в научной египтологической историографии. Время Нового царства и религиозная реформа фараона Эхнатона является одним из ключевых событий не только собственно древнеегипетской истории, но и всей цивилизации Древнего Востока. Почти за полторы тысячи лет до возникновения христианства предпринимается попытка утверждения монотеистической по характеру религии. Процессы, развивающиеся в древнеегипетском государстве в период правления фараона Аменхотепа IV вполне справедливо могут быть охарактеризованы как "религиозная революция". Особый интерес в связи с этим вызывает социально-политическая практика реформирования такой важнейшей для нормального функционирования и поддержания целостности традиционного общества, которым, без сомнения, являлось и древнеегипетское, сферы, как духовно-религиозная. С научной точки зрения, безусловно, актуально исследование контекста преемственности и разрыва с прежней традицией, глубины разрыва, степени готовности и реакции социальных структур на радикальные сдвиги в жизни общества. Между тем, в современной российской историографии проблемы явно недостаточно работ, раскрывающих как отдельные аспекты религиозного переворота Эхнатона, так и содержание всей реформы в целом.
Источниковую базу работы составили публикации разных авторов об эпохе религиозной реформы Эхнатона и времени Нового царства. Эти работы, а также памятники древнеегипетской культуры., хотя и достаточно немногочисленны по объёму, но позволяют составить представление о различных аспектах реформы Аменхотепа IV и времени Нового царства.
Религиозно-философскую концепцию переворота, сложившуюся в амарнский период, великолепно иллюстрирует гимн солнечному божеству Атону, сохранившийся в гробнице вельможи Эйе. Особенная ценность этого памятника состоит в том, что он происходит из среды, близкой к фараону, а возможно авторство гимна принадлежит и самому Эхнатону. Гимн, с одной стороны, позволяет охарактеризовать важнейшие новации нового солнечного культа, степень разрыва с прежней религиозной традицией (космогонию, универсальный характер атонизма, представления о загробном мире), с другой - умонастроения солнцепоклоннической элиты Ахетатона (Амарны), их представления о новой религии, готовность идти на конфликт с многобожием.
Определённые наблюдения относительно хронологии основных этапов реформы, характере её на первоначальных стадиях позволяют сделать документы из так называемого "архива Меси". Они принадлежат пастуху дома (храма) Аменхотепа III Меси. Часть из них - договоры о покупке рабов, материалы судебных тяжб - ценны тем, сохранили формулы правовых клятв, скрепляющих таковые. Последние по соотношению упоминаний в них имён верховного божества Амона и самого фараона дают возможность составить представление о характере отношений солнцепоклонничества и прежних культов в первые годы правления Аменхотепа IV.
Благодарственная надпись из гробницы вельможи Маи, близкого к амарнскому придворному кругу позволяет судить о социальной базе религиозного переворота Эхнатона, происхождении, социальном облике и образе мыслей ближайшего окружения фараона, опираясь на которое, он и осуществлял радикальные преобразования.
Особую группу источников составляют свидетельства, характеризующие отношение к деятельности Эхнатона его ближайших преемников и современников - Тутанхамона и Хоремхеба. Это уже памятники реставрации культа Амона и иных божеств и, в определённой мере, разрыва с солнцепоклоннической политикой Аменхотепа IV. И именно в силу этого, они особенно тенденциозны. Здесь присутствует даже некий пафос ревизии солнцепоклонничества Эхнатона. Каждый из этих фараонов стремится приписать себе заслуги восстановления былой мощи египетского государства, живописуя яркими красками его упадок, глубину кризиса в амарнский период. Вместе с тем, определённые факторы падения солнцепоклонничества, реакция некоторых кругов амарнской элиты на политику религиозной нетерпимости становятся более прозрачными с учётом данных свидетельств. Историографическая база проблематики, представленная работами отечественных исследователей и переводной литературой, как это нами уже отмечалось, ещё недостаточно наработана. Тема религиозной реформы Эхнатона в советской историографии в 1930-е - 1950-е годы находила своё отражение в основном в соответствующих главах учебных пособий по истории Древнего Египта и Древнего Востока.
Политическое и cоциaльнo-экoнoмичecкoe положение словенских
земель в первой половине ХIХ в.
В конце ХVIII - начале XIX в. Словения стала ареной жестоких сражений между войсками Наполеона и Австрией. В 1809 г. большая часть Словении в результате Шенбрунского мирного договора отошла к Франции и была включена в состав Иллирийских провинций, где французские власти провели ряд реформ. Некоторые из них сыграли положительную роль, в ...
Общественный и государственный строй казанского ханства
Титулованная аристократия
Казанское ханство являлось средневековым феодальным государством восточного типа. Верховным собственником земли был хан.
Высшей титулованной аристократией Казанского ханства являлись представители ханской семьи. Жены ханов носили титул «бика» или «ханбика», сыновья – титул «султан», а дочери «ханике». В число ...
Исторические предпосылки конфликта
Корея с 1910 года до окончания Второй Мировой войны в 1945 году была оккупирована Японией (которая официально объявила об аннексии полуострова). 6 августа 1945 года Советский Союз, в соответствии с соглашением, заключённым с США, денонсировав пакт о ненападении 1941 года, объявил войну Японской империи, и 8 августа советские войска вошл ...