Борьба западных стран, Османской империи и Ирана за преобладание в Бахрейнском
архипелаге в XVI-XVII вв.
Страница 2
В 1741 г., когда султан Ахмед ибн Сайд поднял восстание и изгнал персов из Омана, арабские племена всего побережья взялись за оружие. Очень скоро персы были отовсюду выбиты, и от завоеваний Надир-шаха остался только Бахрейн. Попытка Надир-шаха вернуть потерянное окончилась в 1744 г. провалом, несмотря на помощь Англии. Персы понесли поражение и, в конце концов, были вынуждены покинуть Бахрейн.
Около десяти лет Бахрейн сохранял относительную независимость, находясь под управлением местных шейхов. Но в 1753 г. он опять подвергся нападению персов. На сей раз оккупация Бахрейна персами оказалась долговременной. Во многом это объяснялось тем обстоятельством, что центром Ирана, объединенного при Керим-хане (1760—1779), стал Шираз, находящийся поблизости от побережья Персидского залива.
При Керим-хане Бахрейн был колонизирован. К началу 60-х годов XVIII в. вся его экономическая жизнь контролировалась и определялась персами, поселившимися на его территории. Опираясь на Бахрейн, Керим-хан планировал захват всего района Персидского залива. Однако предпринятая им попытка завоевать район Персидского залива с суши, путем организации похода через Басру вдоль аравийского побережья, успеха не имела.
В 1779 г. Керим-хан умер. В Иране вспыхнула борьба за власть, в ходе которой персы покинули Басру. Влияние Ирана в районе Персидского залива стало быстро ослабевать. В 1783 г. персы были изгнаны из Бахрейна — последнего их оплота в этом районе. С потерей Бахрейна закончился период борьбы Ирана за господство в Персидском заливе, который длился более 170 лет.
Начало истории современного Бахрейна принято связывать с появлением на побережье Персидского залива арабов племени бени атбан, руководимых такими крупными родами, как алъ-Халифа, ас-Сабах, алъ-Джалахима. Пока еще трудно сказать, почему арабы бени атбан, входившие в состав племенного союза анайза, в самом начале XVIII в. покинули Неджд и переселились на побережье Персидского залива. Известно лишь, что здесь они, заручившись покровительством вождя племени бени халед шейха Садун аль-Хамида (1691— 1722), поселились в небольшом приморском населенном пункте Курейн (ныне Эль-Кувейт).
Переход арабов бени атбан на оседлый образ жизни был далеко не легким. Напряженными были отношения между пришельцами и коренными жителями побережья; отношения с арабскими племенами юга Ирака и запада Ирана отличались крайней враждебностью. Положение дел усугублялось разногласиями, возникшими между шейхами бени атбан. В результате род алъ-Халифа покинул Курейн и перекочевал на полуостров Катар, а род алъ-Джалахима ушел в глубь Аравии.
Попав на полуостров Катар в середине 60-х годов XVIII в., подразделение племени бени атбан, руководимое родом алъ-Халифа, обосновалось в поселке Зубара, на северо-восточном побережье бухты Бахрейн. Здесь оно закрепилось, приспособившись к новым условиям жизни. Однако в 70-х годах XVIII в. между ним и местными кочевыми племенами возникли распри и шейхи аль-Халифа в поисках выхода из затруднительного положения обратили внимание на соседний Бахрейнский архипелаг.
В середине 70-х годов правитель Зубары шейх Мухаммед бен Халифа аль-Халифа (1767—1780) добился от Керим-хана, крайне заинтересованного в приобретении союзников среди арабов, аренды на Бахрейн сроком до 1782 г. Так арабы бени атбан, являвшиеся мусульманами-суннитами, впервые появились на Бахрейне, где основная масса населения состояла из мусульман-шиитов. После смерти Керим-хана жители Бахрейна восстали и изгнали пришельцев. Но в 1780 г. арабы бени атбан вновь захватили Бахрейн. Глава карательной экспедиции шейх Ахмед бен Мухаммед аль-Халифа и его брат правитель Зубары шейх Халифа бен Мухаммед аль-Халифа объявили себя соправителями нового шейхства Бахрейн (1780—1782). После смерти брата шейх Ахмед бен Мухаммед аль-Халифа стал единоличным правителем шейхства (1782— 1796). Он фактически явился родоначальником бахрейнской династии шейхов аль-Халифа, которые доныне сохранили свою власть на архипелаге.
Итоги Смутного времени. Состояние Российского государства в начале
правления Михаила Романова
Освобождение Москвы позволило восстановить государственную власть в стране. В январе 1613 года в столице собрался Земский собор из почти 700 представителей от дворянства, бояр, духовенства, 50 городов, стрельцов и казаков. Решался вопрос об избрании нового русского царя. После долгих и безрезультатных споров 7 февраля 1613 года им стал ...
Археологические сведения об этрусках
Наиболее полный и достоверный материал по истории развития Этрурии предоставляет археология. Этрусская культура – это культура городов. Многие из них продолжали существовать в римскую эпоху, а затем в Средневековье и Новое время это привело к уничтожению этрусских культурных слоев, к их стиранию. А если рассматривать города, разрушенные ...
Революционное
народничество: идеология, организация, тактика
В широком смысле под народничеством подразумевается общественное движение, основанное на идеях А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского и их единомышленников о самобытном пути движения России к более справедливому социальному строю, вере в жизненность общинного устройства российской деревни, резкой критике крестьянской реформы, ее экономических ...