Новые явления в культурной жизни.
Страница 1
Одним из наиболее заметных явлений в области культуры было переосмысление истории советского периода. Начало этому положил доклад М. С. Горбачева на праздновании 70-летия Октябрьской социалистической революции «Великий Октябрь и перестройка, революция продолжается», где были даны новые оценки историческим событиям. В октябре 1988 г. «Правда» опубликовала серию статей известных советских историков по проблема м социалистического строительства, индустриализации, коллективизации сельского хозяйства, внешней политики 20 - 30-х годов. Стали публиковаться ранее не доступные даже специалистам документы. Приоткрыли свои тайны советские архивы.
Процесс переосмысления прошлого проявился и в художественной литературе, в частности в пьесе М. Шатрова «Дальше . Дальше . Дальше .», в романах А. Рыбакова «Дети Арбата», «35-й и другие». Большой вклад в историческое самосознание внесли публицисты: Р. Медведев, давший портреты руководителей коммунистической партии в своих эссе «О Сталине и сталинизме», А. Антонов-Овсеенко публикациями «Карьера палача» о Л. Берия, «Театр Иосифа Сталина», И. Клямкин, Ю. Карякин, А. Ципко, Н. Шмелев. Как поэзия во времена хрущевской оттепели, так публицистика в период перестройки наиболее живо, оперативно откликалась на потребности времени, запросы читателей.
Отказ от марксистско-ленинских догматов отразился на судьбах сотен тысяч людей. Властям пришлось начать в массовом порядке реабилитацию бывших заключенных по политическим статьям. Большинство из них оказались реабилитированными посмертно.
Публикуя новые исторические изыскания, власти ставили своей целью «подправить», «улучшить» социализм, провести десталинизацию общественной и идеологической жизни, ввести «социалистический плюрализм», то есть допустить разнообразные оттенки только коммунистической идеологии. Однако, опубликованные документы, приведенные многочисленные факты о преступлениях режима быстро сломали ограничительные рамки, привели к деленинизации и развенчанию в глазах части общества самой коммунистической идеи.
Другую важнейшую черту культурной жизни страны можно определить как «возвращение» - возвращение, изгнанных из советской и, прежде всего русской культуры, имен и произведений.
Зимой 1987/1988 п. был опубликован роман Б. Пастернака «Доктор Живаго», за который писатель получил Нобелевскую премию в области литературы. В 1989 г. впервые в Советском Союзе был легально напечатан роман другого лауреата нобелевской премии А. И. Солженицына «Архипелаг Гулаг», а затем и другие его произведения: «В круге первом». «Раковый корпус», «Бодался теленок с дубом», главы из «Красного колеса». Советскому читателю стала доступна поэзия Иосифа Бродского, также нобелевского лауреата, осужденного в свое время советскими властями за «тунеядство».
Возвращены были рассказы О. Волкова, В. Шаламова, Л. Разгона, описывающие жизнь заключенных в коммунистических концлагерях и ссылках.
Стали публиковаться произведения русских писателей - эмигрантов, как старшего поколения: В. Набокова, М. Алданова, Б. Зайцева, Н. Берберовой, В. Ходасевича, И. Одоевцевой. так и эмигрировавших в социалистическую эпоху: Э. Лимонова, В. Войновича. В. Аксенова, М. Владимова, Л. Копелева, ученых А. Зиновьева, М. Bocленскогo и многих других. Прошли выставки художников - эмигрантов М. Шемякина, О. Целкова, скульптора Э. Неизвестного, а также представителей советского авангарда. Возвратился в страну один из ведущих советских режиссеров, основатель известного московского Театра на Таганке Ю. Любимов.
Вокруг литературных журналов стали группироваться представители идейных различных течений. Сторонники либерально-демократических преобразований - вокруг «Огонька», «Знамени», «Московских новостей»; националисты-державники - вокруг «Молодой гвардии». «Нашего современника».
В 1988 г. в стране широко отмечал ось 1000-летие принятия христианства на Руси. Прекратились гонения на церковь. Религия стала важным фактором культурной жизни страны. Стали возрождаться храмы, некогда разрушенные или превращенные в склады и мастерские. В быт начали входить религиозные праздники. Активно заявило о себе христианское направление в искусстве, в частности живописи (О. Кондауров. В. Провотворов, В. Линицкий И др.). Свободно стали проповедовать свои воззрения представители разнообразных религиозных течений: кришнаиты, баптисты, пятидесятники и др.
Трипольская культура
На смену неолитической пришла новая историческая эпоха, переходная от каменного века к эпохе бронзы – энеолит. В эпоху энеолита впервые началась добыча медной руды и производство меди, появились и распространились медные орудия труда. В этот же период произошел переход к мотыжному земледелию и пастушескому скотоводству. Матриархальные о ...
Кустарная промышленность
В ряде стран Востока, оказавшихся в прямой или косвенной зависимости от развитых капиталистических странах к началу XX в., не наблюдалось прямых инвестиций в сферу производства как в Индии, и там не возник синтез восточного ручного труда и европейского фабрично-заводского производства. В таких странах кустарная промышленность долго сохр ...
Русско-византийские отношения в XI-XII вв.
После заключения соглашения между Василием II и Владимиром отношения между Русью и Византией вступили в новую фазу. Ни с каким другим независимым государством Европы Византия не была тогда столь связана, как с Русью. Обе правящие династии были связаны тесными родственными узами. С согласия Владимира русский шеститысячный корпус остался ...