Новые явления в культурной жизни.
Страница 1
Одним из наиболее заметных явлений в области культуры было переосмысление истории советского периода. Начало этому положил доклад М. С. Горбачева на праздновании 70-летия Октябрьской социалистической революции «Великий Октябрь и перестройка, революция продолжается», где были даны новые оценки историческим событиям. В октябре 1988 г. «Правда» опубликовала серию статей известных советских историков по проблема м социалистического строительства, индустриализации, коллективизации сельского хозяйства, внешней политики 20 - 30-х годов. Стали публиковаться ранее не доступные даже специалистам документы. Приоткрыли свои тайны советские архивы.
Процесс переосмысления прошлого проявился и в художественной литературе, в частности в пьесе М. Шатрова «Дальше . Дальше . Дальше .», в романах А. Рыбакова «Дети Арбата», «35-й и другие». Большой вклад в историческое самосознание внесли публицисты: Р. Медведев, давший портреты руководителей коммунистической партии в своих эссе «О Сталине и сталинизме», А. Антонов-Овсеенко публикациями «Карьера палача» о Л. Берия, «Театр Иосифа Сталина», И. Клямкин, Ю. Карякин, А. Ципко, Н. Шмелев. Как поэзия во времена хрущевской оттепели, так публицистика в период перестройки наиболее живо, оперативно откликалась на потребности времени, запросы читателей.
Отказ от марксистско-ленинских догматов отразился на судьбах сотен тысяч людей. Властям пришлось начать в массовом порядке реабилитацию бывших заключенных по политическим статьям. Большинство из них оказались реабилитированными посмертно.
Публикуя новые исторические изыскания, власти ставили своей целью «подправить», «улучшить» социализм, провести десталинизацию общественной и идеологической жизни, ввести «социалистический плюрализм», то есть допустить разнообразные оттенки только коммунистической идеологии. Однако, опубликованные документы, приведенные многочисленные факты о преступлениях режима быстро сломали ограничительные рамки, привели к деленинизации и развенчанию в глазах части общества самой коммунистической идеи.
Другую важнейшую черту культурной жизни страны можно определить как «возвращение» - возвращение, изгнанных из советской и, прежде всего русской культуры, имен и произведений.
Зимой 1987/1988 п. был опубликован роман Б. Пастернака «Доктор Живаго», за который писатель получил Нобелевскую премию в области литературы. В 1989 г. впервые в Советском Союзе был легально напечатан роман другого лауреата нобелевской премии А. И. Солженицына «Архипелаг Гулаг», а затем и другие его произведения: «В круге первом». «Раковый корпус», «Бодался теленок с дубом», главы из «Красного колеса». Советскому читателю стала доступна поэзия Иосифа Бродского, также нобелевского лауреата, осужденного в свое время советскими властями за «тунеядство».
Возвращены были рассказы О. Волкова, В. Шаламова, Л. Разгона, описывающие жизнь заключенных в коммунистических концлагерях и ссылках.
Стали публиковаться произведения русских писателей - эмигрантов, как старшего поколения: В. Набокова, М. Алданова, Б. Зайцева, Н. Берберовой, В. Ходасевича, И. Одоевцевой. так и эмигрировавших в социалистическую эпоху: Э. Лимонова, В. Войновича. В. Аксенова, М. Владимова, Л. Копелева, ученых А. Зиновьева, М. Bocленскогo и многих других. Прошли выставки художников - эмигрантов М. Шемякина, О. Целкова, скульптора Э. Неизвестного, а также представителей советского авангарда. Возвратился в страну один из ведущих советских режиссеров, основатель известного московского Театра на Таганке Ю. Любимов.
Вокруг литературных журналов стали группироваться представители идейных различных течений. Сторонники либерально-демократических преобразований - вокруг «Огонька», «Знамени», «Московских новостей»; националисты-державники - вокруг «Молодой гвардии». «Нашего современника».
В 1988 г. в стране широко отмечал ось 1000-летие принятия христианства на Руси. Прекратились гонения на церковь. Религия стала важным фактором культурной жизни страны. Стали возрождаться храмы, некогда разрушенные или превращенные в склады и мастерские. В быт начали входить религиозные праздники. Активно заявило о себе христианское направление в искусстве, в частности живописи (О. Кондауров. В. Провотворов, В. Линицкий И др.). Свободно стали проповедовать свои воззрения представители разнообразных религиозных течений: кришнаиты, баптисты, пятидесятники и др.
Идеи равенства и свободы
Первая книга ("О лицах") переводила такие общие идеи эпохи французский революции, как равенство и свобода, на конкретный язык гражданско-правовых норм. Согласно одной из статей кодекса Наполеона "всякий француз пользуется гражданским правом". Таким образом, принцип равенства лиц в частноправовой сфере проводился зако ...
Люблинская уния. Образование Речи Посполитой
Вопрос об унии был злободневным для Польши на протяжении более полутора столетий. Польские магнаты поднимали вопрос об унии на четырех сеймах. Шляхту привлекали земли Великого княжества, чины и богатства. Она открыто добивалась инкорпорации Великого княжества Литовского. Идея унии находила поддержку со стороны белорусской шляхты, надеяв ...
Киев XIX - начала XX веков
9 июля 1811 г. на Подоле, где и поныне располагается первое киевское высшее учебное заведение, был большой пожар. Пламя поглотило множество архитектурных памяток Киева, было повреждено неисчислимое количество домов, но общими силами народа и городской власти Академия была возрождена. После этого пожара древний подольский район Киева еще ...