Дальнейшее развитие вопроса
Страница 2
Другой историк того времени П. Дукати не ставил своей целью отыскать прародину этрусков. Но анализируя сведения о религии и искусстве этрусков, а так же их язык, он выявил черты, чуждые латинам и другим народам Италии. Дукати сделал вывод в пользу господствовавшего в древности мнения о переселении предков этрусков с Восточного средиземноморья.[11]
В 20-х гг. ХХ века западноевропейская наука ознакомилась с памятниками культуры Урарту и отметила сходство культурных достижений урартийцев и этрусков. Г. Мюнштейн у обоих народов выявил сходство художественных кованых изделий. Он также рассматривал этрусков как продукт смешения различных народов – тирренов и расемо. Первые являлись потомками атлантическо-средиземноморской расы, еще более древней, чем индоевропейская, а вторые, обитали в Малой Азии и прибывали в Италию через Адриатическое море.
Народом эгейско-анатолийского региона считал этрусков и Ф. Шахермайер. Их переселение в Италию, по его мнению, произошло двумя волнами, отделенными двумя веками. Первую волну он датировал 1100 годом до н.э.; вторую IX веком до н.э. Он полагает, что этруски оставили на своей прародине – Фригии, Ликии и Карии – археологические памятники, а в лингвистике – индоевропеский слой греческого языка, лидийский и ликийский языки, а уже в Малой Азии этруски представляли собой языковой монолит.[12]
В советской науке, проблемой происхождения этрусков, а в особенности их языком, занимался знаток кавказской археологии и лингвист Н. Марр. В работах начала 20-х годов он свидетельствовал об образовании этрусского этноса с переселением двух групп «яфетидов» с Кавказа на запад. Но в своих поздних работах, Марр стал рассматривать этрусскую яфетическую стадию в Италии, как промежуточную фазу этногенеза между лигуро-сикулийской и италийской фазами.
Ученики Марра разрабатывали яфетическую теорию, сложившуюся в поздних работах Марра, в своих работах они опирались в основном на археологический материал Эгеиды и Италии. И. Немировский дал серьезную разработку проблемы связей языков Кавказа и Средиземноморья.
Большинство французских ученых были сторонниками восточного происхождения этрусков. Крупным этрусологом первой половины ХХ века является А. Пиганьола. Помимо специальных работ, ему принадлежит статья, в которой хронологию древнейших этрусских гробниц датирует 675 г. до н.э. Местом «исхода», ученый считает северо-восточную часть Черного моря, страну халибов. В средиземноморье они обосновались в районе, богатом рудой, будущей Тоскане. Отождествлял халибов с вполне реальными урартийцами. А. Пиганьоло видел в Урарту прототипы этрусских памятников. Археологические следы этрусков в Италии, предшествующие 675 г. до н.э., также были ранние рассказы греков, исследователь объясняет пиратскими набегами, наподобие нормандских. Но, Пианьоль не смог согласовать свою гипотезу с тем обстоятельством, что переселение, если бы оно имело место в VII в до н.э., не могло бы остаться незамеченным греческими колонистами, обосновавшимися в Южной Италии и в Сицилии уже в VIII веке до н.э.
В середине 50-х годов ХХ века появилось капитальное исследование М. Поллиотино в котором были рассмотрены все теории происхождения этрусков и предложено новое рассмотрение этрусской проблемы Убедительно показав, что переселение целого народа в Италию не могло быть одновременно финикийской и греческой колонизацией, он отрицает возможность такого переселения и в более раннюю эпоху независимо от направления, в котором оно происходило. По его мнению, этруски оформились в Италии из смешения элементов различного этнического происхождения, главным образом местным. Этрусский язык в том виде, в котором он представлен надписями, ученый считал продуктом италийского лингвистического развития. Этот же тезис независимо от Паллатино выдвинул и Ф. Альтейм. С его точки зрения этруски – чисто италийское явление. Как народ они сформировались в Италии и добились преобладания во всех сферах культурной и религиозной жизни. Теория формирования этрусков в Италии придерживался и Пфифиг. Он излагал ее следующим образом: « этруски ниоткуда не приходили. Но это не значит, что они являются автохтонным населением и древнейшими обитателями Тосканы. Это так же верно, как и то, что, к примеру, ниоткуда не пришли французы и что они не являются автохтонным населением». Его исследования подразумевают, что проблема формирования должна в качестве предварительной части включать рассмотрение этнических компонентов, из которых складывается народ, но сам ученый, к сожалению, этого не делает, хотя и допускает, что среди предков этрусков были выходцы из Эгеиды.[13]
Старшее поколение Рябушинских. Михаил Яковлевич
Рябушинский
Как и другие известные купеческие фамилии, начало династии Рябушинских уходит корнями в XVIII – XIX столетия. Основателем семейного дела становиться Михаил Яковлев Рябушинский, сын крестьянина Якова Денисова из слободы Пафнутьевского Боровского монастыря в Калужской губернии. Родился Михаил в 1786 году, но сведения о его жизни крайне ск ...
Феодальная раздробленность в Древней Руси XII-XV вв. и основные особенности
права того времени
В XIII в. Киевское княжество, серьезно пострадавшее от монгольского нашествия, утрачивает свое значение славянского государственного центра. Но уже в XII в. от него отделяется целый ряд княжеств. Образовался конгломерат феодальных государств: Ростово-Суздальское, Смоленское, Рязанское, Муромское, Галицко-Волынское, Переяславское, Черниг ...
Екатерина II и французская революция
В отношении русского самодержавия к событиям во Франции прослеживается два этапа. На первом из них, продолжавшемуся, впрочем, недолго, царский двор рассматривал начавшуюся революцию во Франции как событие повседневной жизни, то есть бунт голодной черни, с которым королевская власть способна быстро справиться. Екатерина не считала проис ...