Начало царствования Александра I
Страница 3
К началу XIX в. административная система государства находилась в состоянии упадка. Коллегии, созданные Петром I, себя не оправдывали. В них царила круговая безответственность, прикрывавшая взяточничество и казнокрадство. Местные власти, пользуясь слабостью центра, творили беззакония. «Если захотеть выразить одним словом то, что делается в России, то нужно сказать: «воруют»,— с горечью писал выдающийся русский историк Н.М. Карамзин.
основные формы мышления
Александр надеялся навести порядок и укрепить государство путем введения министерской системы центрального управления, основанной на принципе единоначалия. В 1802 г. вместо прежних 12 коллегий было создано 8 министерств: военное, морское, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, юстиции и народного просвещения. (Центральный орган, специально ведавший делом народного просвещения, создавался в России впервые.) Эта мера значительно укрепила центральное управление. Но решительной победы в борьбе со злоупотреблениями достигнуто не было. В новых министерствах поселились старые пороки. Царю были известны сенаторы, бравшие взятки. Желание изобличить их боролось в нем с опасением уронить престиж Сената. Становилось очевидно, что одними только перестановками в бюрократической машине нельзя решить задачу создания такой системы государственной власти, которая активно содействовала бы развитию страны, а не транжирила ее ресурсы. Требовался принципиально новый подход к решению задачи.
Деятельность М.М. Сперанского. Александру I удалось найти человека, который с полным правом мог претендовать на роль реформатора. Михаил Михайлович Сперанский (1772—1839) происходил из семьи сельского священника. Выдающиеся способности и исключительное трудолюбие выдвинули его на важные государственные посты. В 1807 г. Александр приблизил его к себе, назначив на пост статс-секретаря, а затем члена Комиссии составления законов.
Сперанский отличался широтой кругозора и строгой системностью мышления. Он не терпел хаоса и сумбура. Любой самый запутанный вопрос в его изложении приобретал упорядоченную стройность. В 1809 г. по поручению Александра он составил проект коренных государственных преобразований. В основу государственного устройства Сперанский положил принцип разделения властей — законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из них, начиная с нижних звеньев, должна была действовать в строго очерченных рамках закона. Создавались представительные собрания на местах и в центре. Центральный представительный орган Сперанский назвал Государственной думой. Она должна была давать заключения по законопроектам, поступившим на ее рассмотрение, и заслушивать отчеты министров.
Все власти — законодательная, исполнительная и судебная — соединялись в Государственном совете, члены которого назначались царем. Мнение Государственного совета, утвержденное царем, становилось законом. Если в Государственном совете возникало разногласие, царь по своему усмотрению утверждал мнение большинства или меньшинства. Ни один закон не мог вступить в действие без обсуждения в Государственной думе и Государственном совете.
Реальная законодательная власть по проекту Сперанского оставалась в руках царя и высшей бюрократии. Но Сперанский подчеркивал, что суждения Думы должны быть свободными, они должны выражать «мнение народное». В этом и заключался принципиально новый подход Сперанского: действия властей он хотел поставить под контроль общества, ибо безгласность народа открывает путь к безответственности властей.
По проекту Сперанского избирательными правами обладали все граждане России, владевшие землей или капиталами, в том числе и государственные крестьяне. Мастеровые, домашняя прислуга и крепостные крестьяне в выборах не участвовали, но пользовались важнейшими гражданскими правами. Главное из них Сперанский сформулировал так: «Никто не может быть наказан без судебного приговора». Это должно было сильно ограничить власть помещиков над крепостными.
Видные государственные деятели о кооперации
Начиная с 1923 г. после публикации статьи В.И. Ленина « О кооперации» , в среде высших партийных и государственных деятелей начиналось широкое обсуждение места и роли кооперации в экономическом и социальном развитии страны.
В нём приняли участие Председатель ЦИК СССР М.И. Калинин, Председатель Совнаркома А.И. Рыков, Председатель Сов ...
Падение самодержавия и проблема исторического выбора.
Революционный кризис начала ХХ в. перерос в революцию, начавшуюся 9 января 1905 года с воспетого впоследствии революционными поэтами «Кровавого воскресения», кстати, непонятно почему воспетого - рабочие с женами и детьми, участники «Воскресения», были за Царя и верили ему, и считали, что он просто не знает об их угнетении. Как бы то ни ...
Время расцвета потребительской кооперации. Культурно - просветительская деятельность
В этот период потребительская кооперация как массовая общественно - хозяйственная организация принимала активное участие в осуществлении культурной революции в стране. Члены потребительских обществ, тесно связанные с многомиллионными массами крестьян, проводили большую работу по ликвидации неграмотности среди жителей деревни. К 1928 -19 ...