Альберт Эйнштейн


Эйнштейн Альберт (1879-1955), физик-теоретик, один из основателей современной физики.
 

Северная война


Северную войну (1700-1721) Россия вела в союзе с Данией, Саксонией и Речью Посполитой (Польшей) против Швеции.

Франкское государство


Франкское государство было одним из крупнейших в раннесредневековой Европе.
 

История Киева


Первые поселения на территории современного Киева возникли от 15 до 20 тысяч лет тому назад.
 


Причины революции. «Кровавое воскресенье»

Материалы » Политико-правовое развитие России в 1905-1907 гг. » Причины революции. «Кровавое воскресенье»

На рубеже XIX и XX

веков верховная власть в России по-прежнему принадлежала «монарху самодержавному и неограниченному».[1]Вступивший на престол в 1894 году Николай II был убежден в том, что ограничение прав самодержца, внедрение представительных институтов и конституции приведет Россию к краху. «Я буду охранять начала самодержавия»[2], - обещал он в начале царствования.

Причины революции многообразны, но все они, так или иначе, связаны с процессами модернизации. Реалиям начала XX века не соответствовали самодержавный принцип правления, сословное неравенство и негарантированность основных гражданских прав, сохранение помещичьего землевладения и крестьянского малоземелья. К старым социальным конфликтам, определяющим характер отношений власти и общества, добавились новые, порожденные модернизацией. Особенно острым стал рабочий вопрос, усугублявшийся отсутствием трудового законодательства, низким уровнем заработной платы, высокой продолжительностью рабочего дня.

Наиболее полно обстановку в России в начале XX века характеризуют слова М. Бомпара - посла Франции в России в 1904 году, которые он писал в своих донесениях: «Все классы общества пришли в смятение, в стране совершаются политические убийства, идут забастовки, крестьянские бунты, новые слои общества, охваченные идеями радикализма и обновленного народничества, превратились в оппозицию государству».[3]

3 января 1905 года

рабочие Путиловского Завода прекратили работу в знак протеста против увольнения своих товарищей. Стачка распространилась на все предприятия Санкт - Петербурга. Собрание русских фабрично- заводских рабочих в 1904 году возглавил священник пересыльной тюрьмы- Г.Гапон, который активно участвовал в его создании. Противник стачек как формы борьбы, после начала забастовки рабочих Путиловского завода, Г.Гапон обратился с петицией к Николаю II, пытаясь погасить конфликт между Собранием русских фабрично- заводских рабочих и администрации. В разгар всеобщей стачки в Петербурге, (в ней участвовало до 111 тысяч человек) Г.Гапон предложил устроить мирное шествие к Зимнему дворцу для подачи царю петиции о нуждах рабочих. Петиция отражала коллективное сознание рабочих, верящих во всемогущество царя: «Не откажи же в помощи твоему народу, выведи его из могилы бесправия и невежества, … а не повелишь - мы умрем здесь на этой площади перед твоим дворцом». [4] В петиции содержались требования отделения церкви от государства, отмены выкупных платежей, равенства перед законом всех без исключения, 8-часового рабочего дня, нормальной заработной платы и т.д.[5] Заканчивалась петиция требованием созыва Учредительного Собрания. Г.Гапон заранее уведомил власти о предстоящей демонстрации, и правительство подготовилось к подавлению «беспорядков». Николай II уехал в Петергоф.

Политический кризис, вызванный обострением внутренних противоречий и усугубленный неудачным для России ходом борьбы с Японией, вылился в события января 1905 года в Петербурге – «Кровавое воскресенье», когда войсками была расстреляна мирная демонстрация. События, произошедшие в этот день, разрушили традиционные представления о царе как о защитнике и покровителе. Газета «Право» писала, что рабочие унесли с собой в братскую могилу веру в живой источник правды и справедливости».


Вторая и третья пятилетки
Во второй пятилетке темпы промышленного строительства были несколько снижены, сокращалось финансирование капитального строительства. На смену подозрительному отношению к высоким заработкам и проповеди аскетизма пришла идеология «культурной и зажиточной жизни», поддерживалась выплата сверхвысоких стахановских заработков. Промышленность р ...

Справочная информация
Славянофилы, представители одного из направлений русского общества и философской мысли 40-50-х гг. XIX в., выступившие с обоснованием самобытного пути исторического развития России, принципиально отличного от пути западноевропейского. Самобытность России, по мнению славянофилов, - в отсутствии в ее истории классовой борьбы, в русской по ...

 
[4] Древние цивилизации. Под общей ред. Г.М.Бонгард-Левина. М.: Мысль. 1989 г. [5] Заблоцка Ю. История Ближнего Востока в древности (От первых поселений до персидского завоевания). М., 1989. [6] Хрестоматия по истории древнего Востока. Под ред. И. С. Кацнельсона, М. А. Коростовцева, В. И. Кузищина. Т. 1–2. M., l980. [7] Васильев Л.С. ...