Причины революции. «Кровавое воскресенье»
На рубеже XIX и XX
веков верховная власть в России по-прежнему принадлежала «монарху самодержавному и неограниченному».[1]Вступивший на престол в 1894 году Николай II был убежден в том, что ограничение прав самодержца, внедрение представительных институтов и конституции приведет Россию к краху. «Я буду охранять начала самодержавия»[2], - обещал он в начале царствования.
Причины революции многообразны, но все они, так или иначе, связаны с процессами модернизации. Реалиям начала XX века не соответствовали самодержавный принцип правления, сословное неравенство и негарантированность основных гражданских прав, сохранение помещичьего землевладения и крестьянского малоземелья. К старым социальным конфликтам, определяющим характер отношений власти и общества, добавились новые, порожденные модернизацией. Особенно острым стал рабочий вопрос, усугублявшийся отсутствием трудового законодательства, низким уровнем заработной платы, высокой продолжительностью рабочего дня.
Наиболее полно обстановку в России в начале XX века характеризуют слова М. Бомпара - посла Франции в России в 1904 году, которые он писал в своих донесениях: «Все классы общества пришли в смятение, в стране совершаются политические убийства, идут забастовки, крестьянские бунты, новые слои общества, охваченные идеями радикализма и обновленного народничества, превратились в оппозицию государству».[3]
3 января 1905 года
рабочие Путиловского Завода прекратили работу в знак протеста против увольнения своих товарищей. Стачка распространилась на все предприятия Санкт - Петербурга. Собрание русских фабрично- заводских рабочих в 1904 году возглавил священник пересыльной тюрьмы- Г.Гапон, который активно участвовал в его создании. Противник стачек как формы борьбы, после начала забастовки рабочих Путиловского завода, Г.Гапон обратился с петицией к Николаю II, пытаясь погасить конфликт между Собранием русских фабрично- заводских рабочих и администрации. В разгар всеобщей стачки в Петербурге, (в ней участвовало до 111 тысяч человек) Г.Гапон предложил устроить мирное шествие к Зимнему дворцу для подачи царю петиции о нуждах рабочих. Петиция отражала коллективное сознание рабочих, верящих во всемогущество царя: «Не откажи же в помощи твоему народу, выведи его из могилы бесправия и невежества, … а не повелишь - мы умрем здесь на этой площади перед твоим дворцом». [4] В петиции содержались требования отделения церкви от государства, отмены выкупных платежей, равенства перед законом всех без исключения, 8-часового рабочего дня, нормальной заработной платы и т.д.[5] Заканчивалась петиция требованием созыва Учредительного Собрания. Г.Гапон заранее уведомил власти о предстоящей демонстрации, и правительство подготовилось к подавлению «беспорядков». Николай II уехал в Петергоф.
Политический кризис, вызванный обострением внутренних противоречий и усугубленный неудачным для России ходом борьбы с Японией, вылился в события января 1905 года в Петербурге – «Кровавое воскресенье», когда войсками была расстреляна мирная демонстрация. События, произошедшие в этот день, разрушили традиционные представления о царе как о защитнике и покровителе. Газета «Право» писала, что рабочие унесли с собой в братскую могилу веру в живой источник правды и справедливости».
Экономическое развитие России в начале XX века. Развитие
промышленности.
К началу XX в. Россия представляла собой среднеразвитую страну ,,второго эшелона” капиталистического развития. В отличие от стран ,,первого эшелона” (Англии, Франции) она вступила на путь капитализма значительно позже – лишь в середине XIX века. Поэтому ее экономическое развитие носило догоняющий характер, появлявшийся как в высоких тем ...
Причины революции 1959года.
Революция на Кубе вошла в историю, как одна из самых известных побед над диктатурой. Она была вызвана как проблемами характерными для всей Латинской Америки (зависимость от иностранного капитала), так и местными особенностями (диктат Фульхенсио Батисты). Однако неверным будет утверждение, что революция произошла только по вине экономиче ...
Рыцарь и женщина. Культ Прекрасной Дамы
Природная данность вкупе с духовной ограниченностью социокультурной среды раннего средневековья отчетливо проявляют себя в отношении к женщине в этот период. Как и в древнегерманской поэзии, в литературе раннего средневековья женщина занимает чрезвычайно малое место. В этой литературе отсутствует всяческая куртуазность, авантюрность, ск ...