Альберт Эйнштейн


Эйнштейн Альберт (1879-1955), физик-теоретик, один из основателей современной физики.
 

Северная война


Северную войну (1700-1721) Россия вела в союзе с Данией, Саксонией и Речью Посполитой (Польшей) против Швеции.

Франкское государство


Франкское государство было одним из крупнейших в раннесредневековой Европе.
 

История Киева


Первые поселения на территории современного Киева возникли от 15 до 20 тысяч лет тому назад.
 


Мужское рабство
Страница 1

Материалы » Рабство в Вавилонии VII-IV вв. до н.э. » Мужское рабство

Как и во многих других рабовладельческих системах древности в Вавилонской системе присутствовало разделение рабов по половому признаку. Исходя из данных источника, можно заключить, что рабов мужчин было значительно больше рабов женщин. В данной главе рассмотрим повседневную жизнь рабов мужчин, действия которые могли совершать по отношению к ним их владельцы, действия, совершаемые самими рабами.

Для начала рассмотрим варианты, при которых мужчины становились рабами. Это были стандартные способы, т.е. обращение военнопленных в рабов, естественный прирост населения, долговое рабство, продажа детей родителями в рабство, усыновление подкинутого ребенка другим лицом с последующим превращением его в раба, обращение в рабство преступников.

Чтобы легче было представить описанное время, посмотрим сначала, как одевались рабы, что они ели, где жили, что делали.

По-видимому, большая часть рабов в VΙΙ-ΙV вв. жила семьями. Нередко рабов целыми семьями закладывали, продавали или отдавали в приданое. Семья обычно состояла из раба, его жены и детей. Таким образом, нововавилонское право допускало браки (или, может быть, точнее будет сказать сожительство) между рабами. Однако такие браки, очевидно, были возможны только в тех случаях, когда хозяину это было выгодно по экономическим или другим соображениям. При желании хозяин всегда мог продать членов семьи раба отдельно друг от друга или разлучить их другим способом. Разрешались также браки между частновладельческими и храмовыми рабами, естественно, с согласия хозяев обеих сторон. Дети от таких браков становились собственностью храма. В нововавилонское время также допускались браки между рабами и свободными.[28]

Рассмотрим сведения о пайках рабов. Документы свидетельствуют о том, что дневной рацион взрослого раба обычно равнялся 0,7 – 0,8 л ячменя или фиников, а средняя продовольственная норма взрослого свободного работника была немногим менее 1 л. Следовательно, значительной разницы между зерновыми пайками рабов и свободных не было. Однако рабы помимо хлеба и фиников ничего не получали, в то время как свободные наемникам выдавалось пиво, соль, горчица, растительное масло и т.д. правда, рабы, отпущенные на оброк, или имели собственное хозяйство, или нанимались на работу. Естественно, они не зависели от обычных продовольственных норм. Кроме того, рабы, принадлежащие высокопоставленным лицам, могли получать более разнообразную пищу.[29]

Что же касается одежды рабов, наши сведения об этом крайне скудны. Отдавая раба кредитору в антихрезу, хозяин должен был снабжать его ежегодно одним платьем. Рабы, обучающиеся ремеслу, также получали платье от хозяина. Об этом упоминается в документе PETSCHOW, с.112. В нем говориться о том, что «Мина-ана-Белдан, сын Лабаши, потомка каменщика, отдал своего раба Инна-Набу-ултараха для обучения строительному делу на восемь лет Шузибани-Белу, сыну Ахиттабши. […] [В течение] одного года продовольствие и рабочую одежду Инна-Набу-ултараху должен давать Мина-ана-Белдан».[30] Очевидно, рабов по одежде было невозможно отличить от свободных. Эта одежда вероятнее всего была самая дешевая. В то же время рабы, имевшие свой пекулий, могли одеваться в богатые одежды, подражая богатым людям.[31]

В большинстве случаев рабы жили в домах своих хозяев, занимая, очевидно, худшие комнаты или хозяйственные помещения. Бедные оброчные рабы, как и беднота из сословия свободных, арендовала маленькие комнатки, расположенные чаще всего на крышах жилых домов или складов.[32] Так в документе NBD, 499 речь идет о том, что Бел-цуле-шиме, раб Набу-аххе-иддина, потомка Эгиби взял у пекаря Шушранни-Мардука, сына Мардук-надин-аха, потомка Адад-шум-эреша, Шарид-туппу, деда Шуршанни-Мардука в аренду помещение на крыше амбара за 2 ка хлеба в день.[33] Арендная плата за такие помещения равнялась около 1 сикля серебра в год.[34] В то же время рабы могли арендовать и часть дома. В документе GC, Ι, 35 написано: «Дом Бел-иддина, сына Набу-этира, [а именно] южную [и] восточную [части] и верхний этаж, Амату добровольно сдала на четыре года Ки-Набу, рабу Арад-Набу, для жилья за 12 лепешек в день и ½ сикля серебра в год».[35] Конечно, некоторая часть самостоятельных рабов могла арендовать дома совсем не уступающие домам зажиточных граждан.[36]

Страницы: 1 2 3 4 5 6