Мужское рабство
Страница 5
Нарушитель [контракта] должен уплатить 1/3 мины серебра.
Свидетели (имена трех человек), писец (имя).
Вавилон, 20-й день [месяца] ташриту 2-го года Кира /537 г. до. н.э./, царя Вавилона, царя стран».[61]
Следующий документ CYR, 248 свидетельствует об обучении раба пекарному делу: «[Документ относительно] Ина-кате-Набу-буллита, раба, принадлежащего Идти-Мардук-балату, который [начиная] с месяца абу 6-го года Кира, царя Вавилона, царя стран, поставлен в распоряжение Рихети, раба Басин, для [обучения] пекарному делу. До месяца арахсамну он должен обучить его в совершенстве пекарному делу».[62]
Документ DAR, 457: «Амат-Баба, дочь Калбы, потомка Набая, отдала Улту,-пани-Белшуллума, своего раба, кожевника, за его наемную плату в 10 [пар] кожаной обуви [в распоряжение] Набу-буллитанни, раба, принадлежащего Эа-нациру, сыну… . Он должен обучить его в совершенстве кожевенному делу. С первого дня [месяца] аддару Улту-пани-белшуллум [находиться] в распоряжении Набу-буллитанни».[63] В этом тексте речь уже идет о рабе ремесленнике, обучающем других своему мастерству. Еще один документ, уже упоминавшийся выше, PETSHOW, с.112, говорит об обучении раба строительному делу.[64]
Во всех случаях речь идет о рабах-мужчинах, отданных в обучение. Возраст их не указывается, как и возраст мастеров, но, по-видимому, они были молодыми людьми.[65]
Нередко мастера сами были рабами. Обучение в зависимости от ремесла продолжалось от 15 месяцев до 6-8 лет и в течение этого времени ученик, очевидно, находился у мастера. Работал ли ученик круглый год или имел определенное количество выходных дней, сказать трудно. Хозяин должен был содержать своего раба (Об этом написано выше). Мастеру платой служил труд раба и, кроме того, после успешного и своевременного завершения обучения иногда он получал от рабовладельца подарок – обычную одежду. Однако если мастер не выполнит своего обязательства и не научит ученика ремеслу, заставляя его заниматься посторонней работой, то он должен возместить хозяину раба стоимость трудовой повинности последнего за все время обучения. После завершения обучения раб работал у своего хозяина или оставался у мастера, который выдавал за него наемную плату, уплачивая хозяину оброк.[66]
Многие рабовладельцы отдавали своих рабов для обучения ремеслам, т.к. квалифицированный ремесленник давал хозяину гораздо больше дохода, чем простой раб. Однако отдавать раба в обучение могли только очень богатые люди, вот почему большинство контрактов об обучении заключены могущественной семьей Эгиби[67]. Это банковская династия, носившая название «Эгиби и сыновья», нажила колоссальное состояние. Считается, что основателями династии были евреи, высланные из Иудеи вавилонским завоевателем Навуходоносором.[68] Во время обучения раб не приносил владельцу никакой выгоды, к тому же он должен был нести расходы по его содержанию. Отдавать в обучении одного из трех имеющихся у среднего рабовладельца рабов очень невыгодно.[69]
Однако можно с уверенностью сказать, что рабы, принадлежащие ремесленникам, часто работали в мастерской хозяина. Однако многие ремесленники имели только одного раба, который обслуживал дом и выполнял неквалифицированные работы в мастерской. Следовательно в Вавилоне VΙΙ-ΙV вв не было крупных ремесленных предприятий, основанных на рабском труде. Конечно, в этот период квалифицированные рабы-ремесленники упоминаются чаще, чем в предшествующие периоды. Но труд рабов не играл решающей роли и не мог вытеснить труд свободных в области квалифицированного производства.[70]
Легко можно заметить, что в VΙΙ-ΙV вв. В Вавилонии было сравнительно много рабов, которые имели семьи, владели землей, домами и значительным движимым имуществом. Рабовладельцу был выгоден раб, работавший на свой страх и риск и плативший оброк, поэтому часто раб получал право на пекулий. Рабы, имевшие пекулий /лат. peculium - собственность, имущество, от pecus – скот. Часть имущества господина (участок земли, сумма денег) которая предоставлялась рабу для ведения хозяйства. – О.С./ в экономической жизни действовали как свободные и, подобно последним, распоряжались своим имуществом: брали и давали ссуду деньгами, натуральными продуктами свободным и рабам. Рабы занимались торговлей, открывали корчмы, ремесленные мастерские, обучали других лиц различным ремеслам. Они закладывали свое имущество или сами брали в залог чужое имущество, продавали и покупали, арендовали у своих хозяев и у других лиц и сами сдавали в аренду дома, землю и т.д. Когда у одного раба не хватало средств, объединялись несколько рабов или рабы со свободными.[71] Обратимся к документу DAR, 97: «5 мин серебра, принадлежащего Бел-кациру, сыну Мардук-этира, потомка прачечника, и 5 мин серебра, принадлежащего Набу-ялу, рабу Мардук-нацир-апли, потомка Эгиби, они оба внесли совместно для торговли».[72] Из него явно видно, что рабы вели вместе со свободными и торговые дела.
Конституция 1799г
Бонапарт начал с организации новой власти, т. е. с оформления своего самодержавия. Впервые же дни после переворота началась активная работа над новой конституции, создание неограниченной власти с сосредоточением ее в руках первого консула – вот что было основной целью новой конституции. Бонапарт как-то сказал: "Да, да, пишите так, ...
Гражданская война в Испании и международное противостояние ведущих
европейских держав
Испания находилась на периферии европейской внешней политики и отношения с ней строились исходя из интересов других держав. «Испанский фактор» внес существенные коррективы в международные отношения, ослабив одни векторы двусторонних контактов, и осложнив другие. В данной главе особое внимание уделено степени участия европейских держав в ...
Долгожданная пора
Наконец наступила весна 1942 года, которую с таким нетерпением ждали ленинградцы. Но вместе с весной пришли новые заботы. Зимой город не очищался от трупов. Ленинградцам угрожал еще один смертельный враг – эпидемия. На нее очень надеялись фашисты. Необходимо было очистить город. Нелегко было работать голодным, измученным людям. Но город ...