Трасса Аляска-Сибирь
Страница 1
Первые поставки начались в октябре 1941 г. и до конца года было поставлено вооружения на сумму 545 тысяч долларов, в том числе первые 256 самолетов. Всего же объем авиационного ленд-лиза был равен 3,6 млрд. долларов, а это составляло примерно 35% от общих затрат на ленд-лиз для СССР.
Не сразу удалось организовать четкую перегонку нарастающего количества поставляемых из США самолетов. Особенно с наступлением зимы, к которой, как оказалась не приспособлена американская техника. На сорокоградусных морозах становилась хрупкой резина покрышек колес, замерзала гидросистема. Произошел обмен технологиями: советская сторона дала рецепт морозостойкого каучука, американская - морозостойкой гидравлики.
В общей сложности самолеты должны были преодолеть около 14 тысяч километров. Американские летчики доставляли машины с заводов через Канаду до Фэрбенкса на Аляске, где они принимались советской военной миссией. Там на авиабазе Ладдфильд действовал своего рода учебный центр, где под руководством американских специалистов советские пилоты и технический персонал изучали иностранную военную технику Дальше от Фэрбенкса они перегонялись уже советскими пилотами до Красноярска, где располагалась специально созданная комендатура Военно-Воздушных сил Красной Армии.
Отсюда самолеты доставлялись на фронт своим ходом или по железной дороге. Этот участок трассы, пролегающий большей частью над безжизненными просторами тундры и тайги протяженностью более 6 тысяч километров, и вошел в историю как "воздушная трасса Красноярск - Уэлькаль", "Красноярская воздушная трасса", "воздушная трасса Аляска-Сибирь", "АлСиб". По тем временам осуществление этой грандиозной задачи по переброске большого количества боевой техники было связано с огромными, нередко непреодолимыми трудностями. На всем протяжении от Аляски до центральной Сибири не было надежных аэродромов, приводных радиостанций, а также привычных для летчиков ориентиров - железных дорог, населенных пунктов, если не считать пересекающие трассу реки Анадырь, Колыму, Лену, Енисей. Да и точных карт местности в то время не существовало. Поэтому решение перегонять самолеты эстафетным способом было рациональным. Вся трасса делилась примерно на равные участки: Фэрбенкс - Ном - Уэлькаль, Уэлькаль - Сеймчан, Сеймчан - Якутск, Якутск - Киренск, Киренск - Красноярск, где приводились в порядок действующие и строились новые базовые и запасные аэродромы для посадки самолетов, их дозаправки и обслуживания. Каждый участок обслуживался отдельным авиаполком, которые были расквартированы в этих населенных пунктах. Так, участок от Фэрбенкса до Уэлькаля обслуживался летчиками 1-го авиаполка под командованием полковника Недосекина, далее самолеты перегонялись соответственно летчиками 2-го, 3-го, 4-го и 5-го авиаполков. Существовал еще 8-й, транспортный, который осуществлял доставку личного состава после перегонки к месту базирования.
Подготовка трассы и сама перегонка боевой техники осуществлялись в режиме строгой секретности, поэтому большинству советских людей о ней было мало что известно. По разным причинам не менее засекреченной она оставалась и после войны, поэтому сведения, в том числе о потерях боевой техники, которые, по мнению И. П. Мазурука, составили около 0,2 процента от общего числа перегнанных самолетов, и личного состава долгое время оставались в безвестности.
Участники перегонки самолетов на участке от Сеймчана до Якутска через Верхоянский хребет в районе полюса холода, вспоминают, что приходилось забираться на высоту 5 - 6 километров без кислородных приборов. Не все это выдерживали, на глазах летчиков самолеты их товарищей падали в скалы. Похожими трагическими эпизодами сопровождалась вся трехлетняя история перелетов и по американскому континенту.
Отношения с Таиландом
Председатель Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей Ли Пэн в сентябре 2002 года в резиденции премьер-министра встретился с главой правительства Таиланда Таксином Чинаватом. В сердечной и дружественной атмосфере состоялся углубленный обмен мнениями по двусторонним отношениям и другим представляющим взаимный и ...
Положение России до воцарения Михаила Романова
XVII в. открыл собою новый период всемирной истории. В передовых странах Европы - Нидерландах и Англии - произошли буржуазные революции, положившие конец эпохи средневековья.
В 1584 г. Иван Грозный в возрасте 54 лет умер. Царь умирал в тяжелейших физических муках, но сильнее физических были муки душевные: 7 раз он женился, но достойног ...
Правление Лжедмитрия I (1605 - 1606 гг.).
Через несколько месяцев после кончины Б. Годунова самозванец торжественно въехал в Москву. Москва колокольным звоном встречала, как она считала, сына Ивана Грозного - царевича Димитрия. Димитрий был венчан на престол и стал новым царём.
Новый царь сразу же принялся за дела правления. И такого царя Москва ещё не знала. Под страхом смерт ...