Альберт Эйнштейн


Эйнштейн Альберт (1879-1955), физик-теоретик, один из основателей современной физики.
 

Северная война


Северную войну (1700-1721) Россия вела в союзе с Данией, Саксонией и Речью Посполитой (Польшей) против Швеции.

Франкское государство


Франкское государство было одним из крупнейших в раннесредневековой Европе.
 

История Киева


Первые поселения на территории современного Киева возникли от 15 до 20 тысяч лет тому назад.
 


Великое Княжество Познанское, Галиция и Краковская республика
Страница 1

Материалы » Польские земли в новое время » Великое Княжество Познанское, Галиция и Краковская республика

Оказавшееся в составе Пруссии Великое княжество Познанское вскоре со всей силой испытало на себе германизаторскую политику, проводившуюся прусскими властями на польских землях. Права познанского сейма были ограничены. Выражавший интересы шляхты и немецких поселенцев, сейм состоял из трех курий - рыцарской, т.е. шляхетской, городской и сельской. Сейм не имел никакой законодательной инициативы. До его сведения лишь доводились распоряжения прусского короля, касающиеся Княжества, по содержанию которых он мог высказывать свое мнение и подавать петиции. Сейм по существу не являлся органом национального самоуправления для польского населения в Пруссии. Большинство в сейме составляли лоялисты, меньшинство - либеральная оппозиция.

На протяжении 1815-1830 гг. не претерпело заметных изменений положение входившей в Габсбургскую монархию Западной Галиции. Некоторые уступки полякам были сделаны для того, чтобы в определенной степени нейтрализовать притягательную силу конституционного строя Царства Польского.

Выделялось положение Краковской республики. Она имела сейм и сенат. Но для избирателей и избирамых был введен довольно высокий имущественный или денежный ценз. Хотя Краковская республика являлась лишь формально независимым государством, тем не менее даже небольшая степень свободы, предоставленной “Вольному городу”, позволила ему стать важным центром национальной и культурной жизни польского народа.

Основным фактором, определявшим политическую жизнь поляков в XIX в., был вопрос о независимости - путях ее достижения, об отношениях с государствами-разделителями и о надеждах на иностранную помощь. По мере развития капитализма и формирования новой социальной структуры, в частности, изменения социального статуса крестьянства, важной особенностью политической жизни стало то, что польское общество не было единым в оценке существующих социальных и политических реалий. Наметилась тесная взаимосвязь национального, социального и - позже - религиозного вопроса. Три главных направления в общественном сознании и в активной политической деятельности, характерные для европейского общества в XIX в. - религия, национализм и социализм, - со всей силой, в различных сочетаниях, проявились и в польских землях.

Политическая деятельность, на которую польское общество возлагало особые надежды, носила, как правило, тайный характер. Ее основной целью было завоевание свободы вооруженным путем. Значительное влияние повстанческой мысли было обусловлено и польской исторической традицией. Но идея вооруженной борьбы не была единственной в польской освободительной мысли. Другой ее разновидностью была идея органического труда, то есть повседневного кропотливого труда, который подготовит поляков к будущему независимому существованию путем постепенного улучшения их жизни, развития политического и национального сознания, экономики, культуры, образования, науки.

Идеи и практика органического труда раньше всего стали развиваться в Великой Польше. Ее идеологом был врач К.Марчинковский. В 1841 г. он создал Общество научной помощи и Польский базар - центр политической жизни Познани. Была создана кредитно-ссудная система, издавались газеты, журналы, открывались библиотеки. Эта была деятельность, направленная на сохранение и развитие всего польского, не исключавшая других форм борьбы за сохранение поляков ка к нации.

Тайная деятельность, долгое время наиболее популярная в обществе, берет свое начало еще в конце XVIII в. После 1815 г. члены польских тайных обществ были связаны с общеевропейским так называемым движением карбонариев, направленным против Священного союза и пропагандировавшим идеи демократии, независимости и - в меньшей степени - социальных реформ. Особенно много в этих организациях было молодежи и студентов. Наиболее известными были Общества филоматов и филаретов в Виленском университете (1817 г.), членом одного из которых был великий польский поэт А.Мицкевич. В 1821 г. среди офицеров возникает Патриотическое общество, ставившее своей задачей борьбу за восстановление независимости Польши на основе Конституции 3 мая 1791 г.

К организациям подобного рода принадлежало и тайное общество “Заговор подхорунжих”, возникшее в 1829 г. в Варшаве, в котором наряду с офицерами были представители интеллигенции и студенческой молодежи. Эта организация вместе со своими сторонниками в ночь с 29 на 30 ноября 1830 г. поднимает восстание в Варшаве. Принятие решения о начале восстания ускорили слухи о намерении Николая I провести мобилизацию в Царстве Польском, чтобы использовать польских солдат в подавлении революционного выступления в Бельгии.

Страницы: 1 2


Политика «военного коммунизма», ее сущность
На протяжении гражданской войны большевики проводили социально-экономическую политику, получившую потом название «военного коммунизма». Она была рождена, с одной стороны, чрезвычайными условиями того времени (развалом экономики в 1917 г., голодом, особенно в промышленных центрах, вооруженной борьбой и т.п.), а с другой стороны – отражал ...

Реорганизация НКВД в 1923-1927 гг
«Положение о НКВД РСФСР», утвержденное ВЦИК и СНК РСФСР 27 марта 1927 г., отразило изменения в системе и структуре органов внутренних дел, произошедшие в изучаемый период. В со­ответствии с ним в состав наркомата входили: общее управление, Центральное административное управление, Главное управление мест заключения, Главное управление ко ...

Этрусская культура и религия
Наиболее полную и разностороннюю информацию о происхождении этрусков дает их духовная жизнь и религиозные верования. Главным источником при изучении этрусского религиозно – мифологического мира являются рисунки, рельефы, скульптурные изображения. Так же существуют различные свидетельства об этрусской религии в произведениях Варрона, Ци ...