Альберт Эйнштейн


Эйнштейн Альберт (1879-1955), физик-теоретик, один из основателей современной физики.
 

Северная война


Северную войну (1700-1721) Россия вела в союзе с Данией, Саксонией и Речью Посполитой (Польшей) против Швеции.

Франкское государство


Франкское государство было одним из крупнейших в раннесредневековой Европе.
 

История Киева


Первые поселения на территории современного Киева возникли от 15 до 20 тысяч лет тому назад.
 


Политика СССР в годы «оттепели». Внешнеполитическая деятельность Н.С. Хрущева
Страница 1

Материалы » Хрущевская отепель и ее влияние на жизнь страны » Политика СССР в годы «оттепели». Внешнеполитическая деятельность Н.С. Хрущева

В 1953-1956 гг. советская внешняя политика была отме­чена постепенным установлением новых отношений с двумя со­циалистическими странами — Китаем и Югославией, опытом по­иска разрядки в отношениях с Западом и переоценкой представ­лений о нейтралитете третьего мира.

Примечательно, что через несколько дней после кончины Сталина газета «Правда» поместила фотографию Маленкова вместе с Мао Цзэдуном, которая, как выяснилось, была смон­тирована. Эта манипуляция имела не только анекдотический характер: Маленков и правящая верхушка почувствовали необ­ходимость использовать престиж Мао для утверждения своего авторитета и идеологической легитимности как в СССР, так и в международном коммунистическом движении. Китайский ли­дер не преминул воспользоваться этим для удовлетворения интересов Китая по широкому кругу вопросов, в первую очередь экономических. Уже 26 марта 1953 г., соглашение о торговле с СССР, переговоры о котором в течение не­скольких месяцев стояли на месте, было заключено на вы­годных для Китая условиях. СССР обязался предоставить ему значительную помощь для строительства 146 крупных промышленных объектов. В октябре 1954 г. Хрущев, Булганин и Микоян отправились в Пекин, где дополнили это соглашение предоставлением новых крупных кредитов.

СССР и Китай тесно и на равных правах сотрудничали в раз­решении двух тяжелых международных кризисов: войны в Ко­рее и войны в Индокитае. В конце марта 1953 г. Советский Со­юз и Китай приняли соглашение о плененных во время войны в Корее — пункт, в который в течение двух лет упирались перего­воры, — что открыло дорогу к подписанию 27 июля 1953 г. пе­ремирия в Пханмунджоме. Женевская конференция по Индоки­таю стала вторым шагом в уменьшении международной напря­женности. Желая добиться успеха переговоров, в критические моменты конференции СССР и Китай совместно сдерживали вьетнамскую делегацию. Это новое отношение к Китаю как к привилегированному союзнику, несомненно, содействовало оздоровлению советско-китайских отношений.

Это же желание оздоровить отношения СССР с социали­стическим лагерем лежало в основе советско-югославского примирения 1955 г. - события, произведшего несравнимо больший эффект, чем без шума проведенное урегулирование отношений между СССР и КНР.

«Хрущев начал, несмотря на сопротивление Молотова, подготавливать сближение с Югославией. 26 мая 1955г. Хрущев, Булганин и Микоян совершили визит в Белград, во время которого Хрущев выразил «искреннее сожаление по поводу возникших ранее разногласий, ответствен­ность за которые он переложил на «ныне разоблаченных врагов народа Берию, Абакумова и других, которые сфабри­ковали фальшивые материалы против югославских руководите­лей». Опубликованное 2 июня со­вместное заявление не только содержало признание, что развитие мирного сосуществования предполагает сотруд­ничество всех государств, независимо от идеологических и социальных различий, но и провозглашало, что вопросы внут­ренней организации общественного строя и различных форм социалистического развития относятся к исключительному ве­дению народов разных стран. Югославия получила также зна­чительную экономическую помощь. Со своей стороны она не сделала никаких значительных уступок, оставшись на позициях нейтралитета», [4, с. 346].

Для государств Восточной Ев­ропы, которым советская модель была навязана в качестве единственно возможного социалистического пути в чрезвычай­но трудных условиях, даже осторожное признание Советским Союзом законности югославского пути создавало опасность пересмотра ряда принципиальных положений.

Хотя внутриполитические изменения в социалистическом ла­гере оказались в среднесрочном плане самыми значительными, новые советские руководители считали более насущным пере­смотр отношений с капиталистическими странами, поскольку их состояние представляло куда более серьезную опасность для передышки, необходимой новому руководству для скорей­шего утверждения своего авторитета и власти в собственной стране. Главным вопросом отношений между Востоком и Западом оставалось перевооружение Германии. Западные проекты создания европейского оборонительного сообщества, предполагавшего объединенное командование европейских ар­мий и в которое была бы интегрирована Западная Германия, особенно беспокоили Москву, боявшуюся, что в этих новых европейских вооруженных силах Федеративная республика займет доминирующее положение и тем самым под угрозой окажется не только Восточная Германия, но и Польша, и Чехословакия - два государства, чьи запад­ные границы ФРГ отказывалась признать окончательными. Несмотря на то, что планы европейского оборонительного сообщества не были осуществлены, парижские соглашения октября 1954 г. закре­пили включение Западной Германии в военную организацию НАТО. Для обсуждения изменившейся ситуации в ноябре 1954 г. в Москве было созвано совещание представителей ев­ропейских социалистических стран. Произнесенная на совещании Молотовым речь была однознач­но направлена против продолжения разрядки и призывала к коллективному отпору в случае ратификации парижских согла­шений. Поскольку широкая кампания протеста, развернутая во время и после встречи, не смогла помешать этой ратификации, в мае 1955 г. в Варшаве было проведено новое совещание, рассмотревшее вопрос о создании Организации Варшавского Договора. Тем временем Маленков был снят со своих постов и значительно ослаблено влияние Молотова в правящей группе. Стараниями Хрущева создание Варшавского пакта сопровождалось пре­досторожностями, которые должны были ясно показать неже­лание СССР усиливать напряженность в отношениях между Востоком и Западом. Пакт представлял собой ответ, сочтенный необходимым, но довольно сдержанный по тону и содержанию. Хотя в военном плане создание пакта ощутимо не изменило соотношение сил в Европе, оно способствовало развитию отношений между СССР и восточноевропейскими странами, которые до этого опирались только на неоспоримый авторитет Сталина и двусторонние со­глашения, а также надолго легализовало присутствие советских войск в Восточной Европе.

Страницы: 1 2 3 4


Общая характеристика общественно-политической мысли Древней Руси
В отечественной историографии общественное сознание Древней Руси изучено очень неравномерно. Исследование древнерусских идеологий являлось одной из тех немногих исторических сфер, работа над которыми была ознаменована значительными успехами именно в советский период. Общественно-политическая мысль Древней Руси стала предметом внимания м ...

Партноменклатура: формы и методы секретного руководства.
Сегодня партийность власти в СССР очевидна. В 40-50-е годы система власти в стране уже приобрела чёткие контуры пирамиды, все углы которой были строго очерчены, а пространство поделено и заполнено. Высший орган государственной власти – Верховный Совет – существовал всего лишь номинально. Партийные структуры, пронизывающие ткань общества ...

Внутренняя политика первых Романовых. Восстание под предводительством Степана Разина. Избрание на царство Михаила Романова.
Теперь временное правительство поняло, что его задача исполнена, и что ему следует увенчать дело, дав стране то, чего ей еще не доставало – государя. 21 февраля 1613 года, в первое воскресенье великого поста, представители Собора вышли на Лобное место, чтобы выслушать голос народа. Как и следовало ожидать, народ кликами провозгласил Ми ...