Влияние
революции 1905-1907 гг. в России на Турцию, Иран и Китай
Страница 2
Заметное место в донесениях отводится росту национального самосознания в странах Востока, которое проявлялось в антиимпериалистических устремлениях, присущих в той или иной степени революционному движению на всем Востоке. Так, поверенный в делах России в Турции Д. А. Нелидов 18 (31) июля 1908 г. писал министру иностранных дел России А. П. Извольскому: "Ныне движение идет снизу, из народа, нашло орудие в лице армии, направлено, прежде всего, против окружающей султана безответственной клики… и в конечной перспективе имеет в виду освободить Турцию от европейского вмешательства".
Из донесений видно, как по мере развития движения и вовлечения в него более широких слоев населения умеренные лидеры отходят на задний план и заменяются более прогрессивными; требования, предъявляемые правительству, становятся более радикальными, все большую силу приобретают самочинно возникшие органы местного самоуправления и партийные комитеты, которые в какой-то период становятся хозяевами положения. В Иране – это энджумены, в Турции – комитеты партии "Единение и прогресс", в Китае – организации, связанные с "Объединенным союзом".
Все это подтверждает, что революционное движение в странах Востока, развернувшееся под воздействием революции 1905-1907 гг. в России, вывело народы этих стран из векового оцепенения и приобщило к борьбе за свое освобождение. В этой связи нельзя не согласиться с мнением поверенного в делах России в Иране А. С. Сомова, который 22 апреля 1906 г. писал: "Трудно, конечно, сказать, чем кончится эта попытка видоизменить образ правления в Персии, но, во всяком случае, она доказывает некоторое пробуждение в однообразной и веками неизменной персидской жизни, а также и то огромное влияние, которое имеет Россия на свою соседку".
Отмечая международное значение российской революции 1905-1907 гг., В. И. Ленин указывал: "Русская революция вызвала движение во всей Азии. Революции в Турции, Персии, Китае доказывают, что могучее восстание 1905 года оставило глубокие следы и что его влияние, обнаруживающееся в поступательном движении сотен и сотен миллионов людей, неискоренимо".
Ваххабитское учение
Основоположником ваххабитского учения был недждийский богослов Мухаммед ибн Абдальваххаб из оседлого племени бану тпамим. Он родился в 1703 г. в Уяйне (Неджд). Его отец и дед были улемами. Так же, как и они, готовясь к духовной карьере, он много путешествовал, бывал в Мекке, Медине, по некоторым сведениям, даже в Багдаде и Дамаске. Всюд ...
Кульминация событий смутного времени
Вступление Василия Шуйского, боярского царя, на престол сопровождалось беспрецедентным в истории России актом. Царь дал крестоцеловальную клятву «всей земле», что никого не казнит без суда, не будет слушать ложные доносы, не конфискует имущество родни арестованных. Однако этот сам по себе важный государственный акт не смягчил социальных ...
Турецкий этап
1710 года войну России объявила Османская империя. Карл XII, находясь при султанском дворе, постоянно досаждал турецкому владыке разговорами о том, что русский царь, сокрушив Швецию, обязательно направит свою армию на Юг, чтобы завоевать Черное море, захватить Крым, а затем и Константинополь.
Боевые действия начались летом 1711 года. П ...