Альберт Эйнштейн


Эйнштейн Альберт (1879-1955), физик-теоретик, один из основателей современной физики.
 

Северная война


Северную войну (1700-1721) Россия вела в союзе с Данией, Саксонией и Речью Посполитой (Польшей) против Швеции.

Франкское государство


Франкское государство было одним из крупнейших в раннесредневековой Европе.
 

История Киева


Первые поселения на территории современного Киева возникли от 15 до 20 тысяч лет тому назад.
 


Русская православная церковь во второй половине XIX в
Страница 1

Материалы » Образование, наука и культура второй половины XIX в. » Русская православная церковь во второй половине XIX в

Церковь и освобождение крестьян. Подготовка крестьянской реформы проходила в обстановке острой борьбы. В числе противников реформы находились и некоторые высшие православные иерархи. Казанский епископ Афанасий в речи перед дворянами заявил, что «церковь не находит причин действовать своим влиянием к освобождению крестьян».

Противники реформы пытались заручиться поддержкой московского митрополита Филарета. Он давно уже был не в опале, хотя продолжал безвыездно жить в своей епархии. К голосу Филарета, в то время самого авторитетного церковного деятеля, прислушивался и царь.

Некоторые помещики обращались к Филарету с просьбой отговорить Александра II от реформы. Митрополит отвечал, что это вне круга его обязанностей. Подобную же уклончиво-выжидательную позицию занимала православная церковь в целом. Но отдельные ее служители высказывались в пользу реформы. Калужский епископ Григорий в речи перед дворянским собранием заявил, что «улучшить быт крестьян — дело богоугодное».

Но как ни сторонился Филарет крестьянской реформы, в круговорот событий вовлекся и он. Власти обратились к нему с просьбой написать текст манифеста, в котором объявлялось об отмене крепостного права и разъяснялись главные положения реформы. Филарет сначала отказывался, ссылаясь на недостаточное знакомство с «предметом поручения». Согласившись же исполнить поручение царя, он действовал очень быстро. Работа была сделана за один день, 4 февраля 1861 г. В письме председателю редакционных комиссий В. Н. Панину митрополит подчеркивал, что он «исполнил только долг повиновения». Манифест об освобождении крестьян был обнародован в филаретовском варианте с незначительными поправками.

После событий апреля 1861 г. в Бездне, Кандеевке и других деревнях студенты Казанского университета и Казанской духовной академии организовали панихиду по расстрелянным крестьянам. Преподаватель духовной академии, историк и публицист Л. П. Щапов произнес яркую речь. По донесению губернатора он говорил, что «учение Христа было демократическое, умер он за свободу, как умирают теперь наши братья-труженики, что скоро настанет минута освобождения России». Панихиду служили студенты академии священник Иван Яхонтов и монах Мелетий.

По распоряжению царя Щапов был арестован, Яхонтова и Мелетия должны были сослать в Соловецкий монастырь.

С материалами следствия был ознакомлен Филарет. Он пришел к выводу, что главным виновником является Щапов. Его речь, писал митрополит, «заключала, с одной стороны, неуместный и возмутительный протест против действий государственного правосудия, а с другой — искажение учения Христова». Поэтому Щапова Филарет предлагал удалить из академии и подвергнуть «вразумлению и увещанию в монастыре». Яхонтова, согласно «высочайшему» повелению, Филарет считал необходимым сослать в Соловецкий монастырь. А Мелетию он предложил смягчить наказание, поместив его в один из ближайших монастырей.

Яхонтов был сослан в Соловецкий монастырь и вскоре постригся там в монахи. Щапов же, вопреки пожеланию Филарета, не был заключен в монастырь. Ему зачли в наказание многомесячный арест во время следствия и уволили из академии.

Падение крепостного права изменило весь уклад русской жизни. Филарет опасался, как бы реформы не коснулись и церкви. Он писал, что ее внутреннее устройство «особенно нужно охранить от потрясения, когда многое потрясено». До конца своих дней сохранял он настороженное отношение к преобразованиям в церкви. А то благое дело, ради которого он когда-то принял опалу, было осуществлено уже после его смерти. В 1876 г. была издана Библия на русском языке.

Страницы: 1 2 3


Конституция 1799г
Бонапарт начал с организации новой власти, т. е. с оформления своего самодержавия. Впервые же дни после переворота началась активная работа над новой конституции, создание неограниченной власти с сосредоточением ее в руках первого консула – вот что было основной целью новой конституции. Бонапарт как-то сказал: "Да, да, пишите так, ...

До образования города
На территории современного Киева поселения появились в позднем палеолите – около 20 тыс. лет тому назад. Люди ощущали влияние послеледникового оледенения, охотились на мамонтов, носорогов, оленей, строили жилища из костей и шкур животных. Следы жизни человека позднепалеолитического типа на территории современного Киева были обнаружены ...

Ведь недаром, Москва, сожженная пожаром, французу отдана? Или о том как принималось решение оставить Москву.
После изнурительных боев с французской армией, особенно Бородинского сражения российская армия была обескровлена, истощена. В ее рядах было много раненых. Негативную роль сыграл и временной фактор – у россиян не было времени на подготовку решающего сражения у Москвы. Вот почему русское командование ощутило необходимость выбора. Решение ...