Русская православная церковь во второй половине XIX в
Страница 2
Филарет был личностью выдающейся, хотя и противоречивой. Его деятельность не поддается однозначной оценке. С одной стороны, он всегда старался охранить церковь от вмешательства светских властей, принимал участие в крестьянской реформе. Но, с другой стороны, был маловосприимчив ко всему новому — особенно в последние годы жизни, хотя среди высшего духовенства он занимал отнюдь не самые консервативные позиции. Не один
Филарет, а почти вся иерархия противилась преобразованиям. И потому реформы 60-х гг. лишь в небольшой степени коснулись православной церкви.
Обер-прокурор К. П. Победоносцев. В 1880 г. на пост обер-прокурора был назначен Константин Петрович Победоносцев (1827—1907). Он стал наиболее известным идеологом самодержавия. Церковь и государство в России, утверждал Победоносцев, должны находиться в неразрывной связи. Распадение ее гибельно и для церкви, и для государства, поучал он. И добавлял, что «безверное государство» — это «не что иное, как утопия невозможная к осуществлению, ибо безверие есть прямое отрицание государства». Правительство, говорил обер-прокурор, берет на себя защиту церкви от ее врагов, обеспечивает ей материальную сторону деятельности. В свою очередь, церковь должна действовать сообразно с существующими в государстве порядками и прислушиваться к «отзывам знающих лиц» (правительственных чиновников).
В практической деятельности Победоносцев стремился к полному и безоговорочному руководству церковью. Члены Синода в частных беседах сетовали на его деспотизм и порой проявляли строптивость. Но постепенно Победоносцеву удалось подобрать послушный состав Синода. К тому же церковная верхушка а основном поддерживала такие направления политики Победоносцева, как подавление старообрядчества и сектантства, укрепление господствующего положения православной церкви.
Старец Амвросий из Оптиной пустыни. Православное духовенство, особенно сельское, основное внимание уделяло обрядовой деятельности. Учительная сторона духовного служения проявлялась слабо. И потому народ, как и прежде, обращался за наставлениями к праведным старцам.
Всероссийской известностью и всеобщим почитанием пользовался старец Амвросий из Оптиной пустыни (в миру Александр Михайлович Гренков, 1812 —1891). Родился он в Тамбовской губернии в семье пономаря. В монастырь ушел молодым человеком. Несколько раз в жизни он тяжело болел, бывал при смерти и всегда имел слабое здоровье. Он еле ходил, не выносил холода, очень мало ел. И тем не менее ежедневно принимал толпы стекавшихся к нему людей и отвечал на десятки писем.
Беседа со старцем длилась обычно 10—15 минут. Тонкий психолог, он читал в душе своего собеседника, как в открытой книге. Легким намеком он указывал ему на его слабость, заставлял серьезно о ней подумать. На встречу со старцем ехали крестьяне и горожане, купцы и военные, аристократы и интеллигенты. Трижды встречался с ним Л. Н. Толстой. Беседовал со старцем и Ф.М.Достоевский. Многие его черты он запечатлел в образе старца Зосимы в романе «Братья Карамазовы».
Несмотря на постоянные хвори, Амвросий воспринимал мир в светлых тонах. Он считал, что «всякое торжество зла над добром бывает только мнимое, временное». Однако он предостерегал от обольщений по поводу того, что по мере общественного прогресса совершенствуется человек. «Прогресс или улучшение есть только во внешних человеческих делах, в удобствах жизни»,- писал Амвросий. В нравственном же совершенствовании каждый человек должен сам, самостоятельно пройти свой путь, сверяя его с заповедями добра.
Восстановление сословно-представительной монархии. Начало династии
Романовых
В 1613 г. в Москве состоялся Земский собор, на котором стоял вопрос о выборе нового русского царя. В качестве кандидатов на русский престол были предложены польский королевич Владислав, сын шведского короля Карл-Филипп, сын Лжедмитрия II и Марины Мнишек Иван, прозванный «Воренком», а также представители крупнейших боярских фамилий. 21 ...
Допетровская Россия
XVII век историки считают началом "нового периода" русской истории. В это время, при сохранении господствующих феодальных отношениях, возникают первые элементы капиталистического уклада. Отсюда - сложность и противоречивость всех проходивших в России социально-экономических и политических процессов, острые социальные и идеолог ...
Возникновение государства
Спарта, или Лакедемон, - древнегреческий полис, город-государство, возникло в IX веке до н.э. Спарта была примером рабовладельческой аристократии. Самое дорическое из всех государств Древней Греции. Древняя Спарта находилась на западном берегу реки Эврот и простиралась на север от современного города Спарта. Лакония — сокращенное назван ...