Альберт Эйнштейн


Эйнштейн Альберт (1879-1955), физик-теоретик, один из основателей современной физики.
 

Северная война


Северную войну (1700-1721) Россия вела в союзе с Данией, Саксонией и Речью Посполитой (Польшей) против Швеции.

Франкское государство


Франкское государство было одним из крупнейших в раннесредневековой Европе.
 

История Киева


Первые поселения на территории современного Киева возникли от 15 до 20 тысяч лет тому назад.
 


Русская православная церковь во второй половине XIX в
Страница 2

Материалы » Образование, наука и культура второй половины XIX в. » Русская православная церковь во второй половине XIX в

Филарет был личностью выдающейся, хотя и противоречивой. Его деятельность не поддается однозначной оценке. С одной стороны, он всегда старался охранить церковь от вмешательства светских властей, принимал участие в крестьянской реформе. Но, с другой стороны, был маловосприимчив ко всему новому — особенно в последние годы жизни, хотя среди высшего духовенства он занимал отнюдь не самые консервативные позиции. Не один

Филарет, а почти вся иерархия противилась преобразованиям. И потому реформы 60-х гг. лишь в небольшой степени коснулись православной церкви.

Обер-прокурор К. П. Победоносцев. В 1880 г. на пост обер-прокурора был назначен Константин Петрович Победоносцев (1827—1907). Он стал наиболее известным идеологом самодержавия. Церковь и государство в России, утверждал Победоносцев, должны находиться в неразрывной связи. Распадение ее гибельно и для церкви, и для государства, поучал он. И добавлял, что «безверное государство» — это «не что иное, как утопия невозможная к осуществлению, ибо безверие есть прямое отрицание государства». Правительство, говорил обер-прокурор, берет на себя защиту церкви от ее врагов, обеспечивает ей материальную сторону деятельности. В свою очередь, церковь должна действовать сообразно с существующими в государстве порядками и прислушиваться к «отзывам знающих лиц» (правительственных чиновников).

В практической деятельности Победоносцев стремился к полному и безоговорочному руководству церковью. Члены Синода в частных беседах сетовали на его деспотизм и порой проявляли строптивость. Но постепенно Победоносцеву удалось подобрать послушный состав Синода. К тому же церковная верхушка а основном поддерживала такие направления политики Победоносцева, как подавление старообрядчества и сектантства, укрепление господствующего положения православной церкви.

Старец Амвросий из Оптиной пустыни. Православное духовенство, особенно сельское, основное внимание уделяло обрядовой деятельности. Учительная сторона духовного служения проявлялась слабо. И потому народ, как и прежде, обращался за наставлениями к праведным старцам.

Всероссийской известностью и всеобщим почитанием пользовался старец Амвросий из Оптиной пустыни (в миру Александр Михайлович Гренков, 1812 —1891). Родился он в Тамбовской губернии в семье пономаря. В монастырь ушел молодым человеком. Несколько раз в жизни он тяжело болел, бывал при смерти и всегда имел слабое здоровье. Он еле ходил, не выносил холода, очень мало ел. И тем не менее ежедневно принимал толпы стекавшихся к нему людей и отвечал на десятки писем.

Беседа со старцем длилась обычно 10—15 минут. Тонкий психолог, он читал в душе своего собеседника, как в открытой книге. Легким намеком он указывал ему на его слабость, заставлял серьезно о ней подумать. На встречу со старцем ехали крестьяне и горожане, купцы и военные, аристократы и интеллигенты. Трижды встречался с ним Л. Н. Толстой. Беседовал со старцем и Ф.М.Достоевский. Многие его черты он запечатлел в образе старца Зосимы в романе «Братья Карамазовы».

Несмотря на постоянные хвори, Амвросий воспринимал мир в светлых тонах. Он считал, что «всякое торжество зла над добром бывает только мнимое, временное». Однако он предостерегал от обольщений по поводу того, что по мере общественного прогресса совершенствуется человек. «Прогресс или улучшение есть только во внешних человеческих делах, в удобствах жизни»,- писал Амвросий. В нравственном же совершенствовании каждый человек должен сам, самостоятельно пройти свой путь, сверяя его с заповедями добра.

Страницы: 1 2 3


Положение рабов и рядовых свободных
Общество Вавилонии VI в. до н.э. состояло из полноправных граждан городов, лиц не порабощенных, но лишенных гражданских прав, различных групп зависимого населения и, наконец, рабов. Полноправные граждане являлись членами народного собрания городской храмовой округи, которое имело судебную власть в решении семейных и имущественных дел. ...

Причины Гражданской войны
Представители белого движения вину возлагали на большевиков, пытавшихся силой разрушить вековые институты частной собственности, преодолеть естественное неравенство людей, навязать обществу опасную утопию. Большевики и их сторонники, советские историки, виновными в Гражданской воине считали свергнутые эксплуататорские классы, которые ра ...

Последствия войны
Корейская война была первым вооружённым конфликтом времён Холодной войны, и явилась прообразом многих последующих конфликтов. Она создала модель локальной войны, когда две сверхдержавы воюют на ограниченной территории без применения ядерного оружия. Корейская война подлила масла в огонь Холодной войны, в то время больше связывавшейся с ...