Театр, музыка, печать и книгоиздательское дело
Страница 5
После разгрома в 1875 г. «Санкт-Петербургских ведомостей» один из сотрудников - А.С. Суворин приобрел захудалую газету «Новое время», издававшуюся с 1868 г. Первое время с ним вместе работали некоторые его прежние коллеги по «Ведомостям». Но вскоре они должны были уйти, ибо Суворин, как и Катков, перешел в консервативный лагерь.
В отличие от Каткова Суворин не приобрел большого влияния в верхах. Он не пытался делать политику, а действовал как коммерсант. «Новое время», не печатавшее длинных трактатов и разгромных статей, но отличавшееся большой осведомленностью, стало первой массовой русской газетой. На грани XIX — XX вв. тираж «Нового времени» достигал 50-60 тыс. экземпляров. Суворинское предприятие стало выпускать ряд «дочерних» газет. Суворин открыл даже собственный театр.
В конце XIX в. большие газеты появились и в провинции. В Томске выходила либеральная «Сибирская жизнь», распространявшаяся по всей Сибири. На юге России была популярна газета «Приазовский край» (в Ростове-на-Дону).
Все более заметной отраслью предпринимательства становилось книгоиздательское дело. Некоторые издатели стремились придать своей деятельности просветительскую направленность. Флорентий Федорович Павленков (1839-1900), бывший офицер, за выпуск сочинений своего друга, критика-демократа Д. И. Писарева, попал в Петропавловскую крепость, а затем в ссылку. Вернувшись, он продолжил свое дело, издавая общественно-политическую, научную, художественную, детскую литературу. Особой популярностью пользовалась его серия «Жизнь замечательных людей», в которой вышло 130 томов.
Иван Дмитриевич Сытин (1851 - 1934), сын волостного писаря из Костромской губернии, начинал с издания лубочных картинок, сонников, оракулов. Затем начал печатать буквари, календари, художественную и научно-популярную литературу — по дешевой цене в расчете на массовый спрос. В сытинском издательстве сосредоточился выпуск журналов для детей и юношества: «Мирок», «Заря», «Вокруг света», «Вестник спорта и туризма» и даже «Модный журнал».
В конце XIX в. две издательские фирмы — Ф. А. Брокгауза (Лейпциг) и И.А. Ефрона (Петербург) — задумали осуществить в России издание немецкой энциклопедии в переводе на русский язык с небольшим добавлением русского материала. Но редакция повернула дело к созданию самостоятельной русской энциклопедии. В работе над ней приняли участие многие известные русские ученые. «Энциклопедический словарь» Брокгауза и Ефрона в 82 томах вышел в свет в 1890—1907 гг. и стал лучшей российской энциклопедией. К его помощи до сих пор прибегают ученые, преподаватели, студенты и школьники.
Печать и книгоиздательское дело — неотъемлемая часть русской культуры. В условиях продолжавшегося цензурного гнета печать отстояла свое право на выражение общественного мнения. Залогом ее независимости была финансовая самостоятельность.
Получать казенные подачки считалось постыдным делом. Печать принимала все более массовый характер, доходя до широких слоев народа сначала в виде лубочной литературы, а потом все более серьезных изданий. В целом же русская культура успешно развивалась на протяжении всего XIX в. Лучшие ее достижения известны далеко за пределами России и составляют подлинную славу нашей страны.
Мосин Сергей Иванович
С.И. Мосин родился 2(14) апреля 1849 года в селе Рамонь Воронежской губернии в семье отставного подпоручика. В 1861 году Мосин был принят в кадетский корпус, преобразованный позднее в военную гимназию, которую он окончил с отличием в 1867 году. После окончания гимназии он поступил в Михайловское артиллерийское училище, блестяще окончил ...
Отношение к моде
Для поддержания хорошей репутации в деловом мире нэпманы должны были иметь собственный дом, обязательно держать прислугу, хорошо одеваться и, вообще жить на широкую ногу.
Большое внимание нэпманы уделяли костюму. По нему частного предпринимателя легко было отличить от представителей других социальных групп. Непременным атрибутом одежды ...
Расцвет и упадок Нового
царства. Реформа Эхнатона. Внешняя политика Египта периода Нового царства
Борьбу с гиксосами возглавили правители прежней столицы Египта - города Фивы, где находился центр общеегипетского культа бога Амона. Здесь, на удаленном юге, власть гиксосских царей была настолько слабой, что фиванские правители сочли возможным провозгласить себя фараонами и основали XVII династию, которая правила одновременно с гиксосс ...