Альберт Эйнштейн


Эйнштейн Альберт (1879-1955), физик-теоретик, один из основателей современной физики.
 

Северная война


Северную войну (1700-1721) Россия вела в союзе с Данией, Саксонией и Речью Посполитой (Польшей) против Швеции.

Франкское государство


Франкское государство было одним из крупнейших в раннесредневековой Европе.
 

История Киева


Первые поселения на территории современного Киева возникли от 15 до 20 тысяч лет тому назад.
 


«Социальное государство» Германии в начале XXI века: реформы и дискуссии. Кризис «Социального государства». Реформы Г. Шредера. «Повестка дня 2010»
Страница 1

Материалы » Реформирование социального государства в Германии » «Социальное государство» Германии в начале XXI века: реформы и дискуссии. Кризис «Социального государства». Реформы Г. Шредера. «Повестка дня 2010»

В предыдущих частях нашего изложения мы рассмотрели теоретические принципы и сущность «социального государства», а также на практике познакомились с процессами становления и развития такого государства в Германии в XIX –XX вв.

Одним из основных наших выводов, было положение о том, что «социальное государство», как развивающаяся система, имеет свои внутренние противоречия. К основному такому противоречию в Германии можно отнести противоречие между расширяющейся социальной политикой и экономическим ростом, экономическими трудностями и необходимостью финансирования социальных затрат. Социальные расходы, в этот период, становятся самой крупной статьей государственных расходов, доходя до 60% бюджета. Повышение цены на нефть привело к подорожанию всех товаров и услуг. Главной экономической проблемой становится инфляция. В 80- е годы повсеместно начало утверждаться мнение, будто инфляция стала итогом чрезмерных расходов на социальные нужды.

В 1982-1998 гг. коалиция ХДС/ХСС и СвДП во главе с Гельмутом Колем пыталась сделать некоторые шаги по реформированию социальной системы Германии, однако никаких фундаментальных изменений сделано не было, даже несмотря на то, что ФРГ переживало в эти годы ряд кризисов.

Коалицию Г. Коля сменила коалиция СДПГ и партии зеленых во главе с Герхардом Шредером, которая просуществовала до 2005 г. Наиболее важной заслугой (естественно в разрезе изучаемой темы) этой коалиции, а вернее федерального канцлера, стал принятый в 2003 г. пакет реформ под названием «Повестка дня — 2010».

Итак, возглавляемая Г. Шредером коалиция социал-демократов и зелёных пришла к власти в октябре 1998 после 16-летнего пребывания в оппозиции с обещаниями модернизации экономики, поддержки предпринимательства и сохранения системы социальной защиты. Победа социал-демократов в немалой степени объяснялась обещанием СДПГ положить конец росту безработицы и справиться с экономическим застоем в стране[19].

Кратко опишем ситуацию в экономике Германии на рубеже веков. В этот период ФРГ явно утрачивает конкурентные преимущества на мировом рынке, уступает, как по темпам роста, так и по темпам развития, не только США но и многим своим партнерам по ЕС. За 1998-2002 годы по производству валового национального продукта на душу населения Германию обогнали Великобритания, Франция, Австрия, Нидерланды и даже Ирландия. Экономика переживает структурный кризис (выражением его, стали без сомнения низкие темпы роста экономики). В стране высокая и долговременная безработица (с 1994 года не опускается ниже 10%). Государственная финансовая система оказалась фактором, тормозящим развитие, вместо того чтобы его стимулировать. К изложенному добавляются демографические проблемы: старение нации, низкая рождаемость. Крупные и средние немецкие компании, регулярно выводят рабочие места за рубеж, причем главный аргумент здесь - высокие издержки на труд, высокая стоимость рабочего места[20].

На этом фоне правительство Г.Шредера было вынуждено начинать реформы. Перед Г. Шредером в начале этих реформ, стояла основная задача - не допустить возникновения новой бедности, деградации общества, не допустить возникновения действительно бедных, но привести в соответствие принципы социальной справедливости с реальными возможностями и вызовами XXI века[21].

В первые четыре года своего канцлерства Г. Шредер проводил осторожные экономические реформы и лишь в 2003 году представил комплексную программу реформ, получившую название «Повестка дня 2010» (Agen-da-2010). Эта программа включала в себя реформы рынка труда, социального страхования, налоговую и финансовую реформу, преобразование системы межбюджетных отношений, меры по дерегулированию экономики, государственное стимулирование инновационной деятельности. Данные реформы обосновывались предположением о том, что сложившаяся демографическая ситуация не позволяет далее стране придерживаться курса на построение государства благосостояния, а также о том, что именно государство благосостояния, которое Германия строила на протяжении десятилетий, является основной причиной неудач политики в жизненно важных сферах[22].

Немецкое общество практически сразу расценило эту программу как объявление войны «государству всеобщего благоденствия» и разделилось в своих крайне полярных суждениях о ее сущности – от «предательства» со стороны ведущих профсоюзов, до «половинчатости и недостаточной радикальности» со стороны либерального крыла ХДС[23].

Перед перечислением политических последствий принятия новой программы реформ, проанализируем ее основные положения[24].

- реформы на рынке труда: предусматривали две основные меры: большую гибкость в применении защиты от необоснованного увольнения и сокращение пособий по безработице, причем как по размерам, так и по срокам. Кроме того, в случае длительной безработицы прекращалось раздельное предоставление помощи по безработице и социальной помощи - они объединялись воедино. Так если до 2003 года государство выплачивало безработным 60% их прошлой заработной платы в течение трех лет, то теперь планировалось, что они будут получать эти деньги лишь в течение года. Впрочем, подразумевалось, что государство будет предоставлять безработным займы на открытие собственного бизнеса;

Страницы: 1 2


Земельный вопрос
«Русская правда» предполагала полную отмену крепостного права. Вместе с тем решение вопроса о земле было компромиссным. Пестель определил, что половина пахотной земли должна выполнять социальную функцию предотвращения бедности, для чего она должна находиться в общинной собственности. А вторую половину земельного фонда планировалось ост ...

Формирование системы тоталитарной бюрократии
Сегодня мы знаем, что Сталин не был бы тем Сталиным, если бы он не использовал насилие как важнейший инструмент для достижения политических целей. Насилие фактически стало одним из решающих средств реализации социально-экономических планов и программ. Такой поворот в политическом курсе, начатый ещё в конце 20-х годов и особенно рельефно ...

Отношения с Камбоджой
В мае 2002 года Король Камбоджи Нородом Сианук устроил в своем дворце государственный прием в честь прибывшего сюда председателя Постоянного комитета ВСНП Ли Пэна. Горячо приветствовав приезд Ли Пэна, король заявил: Ваше прибытие вновь свидетельствует о поступательном развитии традиционной дружбы между КНР и Камбоджей. В ноябре прошлог ...