Альберт Эйнштейн


Эйнштейн Альберт (1879-1955), физик-теоретик, один из основателей современной физики.
 

Северная война


Северную войну (1700-1721) Россия вела в союзе с Данией, Саксонией и Речью Посполитой (Польшей) против Швеции.

Франкское государство


Франкское государство было одним из крупнейших в раннесредневековой Европе.
 

История Киева


Первые поселения на территории современного Киева возникли от 15 до 20 тысяч лет тому назад.
 


Автомобильный ленд-лиз
Страница 1

Материалы » Ленд-лиз » Автомобильный ленд-лиз

Одной из важнейших составных частей западной помощи Советскому Союзу в рамках ленд-лиза были широкомасштабные поставки автомобильной техники из США, Канады и Великобритании. Как и в случае с поставками самолетов, авиационных двигателей и необходимых материалов для отечественной авиапромышленности значение автомобильного ленд-лиза для повышения боеспособности Красной Армии в военно-исторической литературе советской эпохи явно занижалось. На самом же деле 477785 американских, канадских и английских автомобилей (Л.Б.Кащеев, В.А.Реминский "Автомобили ленд-лиза", Харьков, 1998, стр. 13) существенно увеличили мобильность Красной Армии как раз ко времени ее перехода к крупным стратегическим наступательным операциям второй половины 1943 - 1945 гг.

В начале войны в Красной Армии было больше, чем в Вермахте танков, самолетов, артиллерийских орудий. Но явно не хватало таких технических средств как автомобили, радиооборудование, инженерное вооружение, механические средства тяги для артиллерии, средства ремонта техники, транспортировки и заправки горючего. А без всего этого огромная масса танков, самолетов и артиллерии становилась небоеспособной или малобоеспособной. К 1 июня 1941 года в СССР насчитывалось 700 тысяч грузовых автомобилей. Среди них преобладали в основном полуторатонные ГАЗ-АА. Из-за ужасного состояния дорог, хронического недостатка запасных частей, ремонтных материалов, средств технического обслуживания, шин, аккумуляторов, низкой квалификации большинства водителей техническое состояние автомобильного парка страны было крайне неудовлетворительным. Только 55% машин считались исправными. На 15 июня 1941 года в Красной Армии имелось 272600 автомобилей всех типов, что составляло 36% от численности штата военного времени ("Великая Отечественная война. 1941-1945", кн.1. М., 1998, стр. 85). По официальным советским данным ("Гриф секретности снят: Потери Вооруженных Сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах: Статистическое исследование", М., 1993, стр. 363), в результате катастрофических поражений лета и осени 1941 года Красная Армия безвозвратно потеряла 159 тысяч автомобилей (58,3% от первоначального состава). Эти потери удалось в основном восполнить за счет мобилизации грузовых автомобилей из гражданского сектора экономики и в меньшей степени за счет построенных во второй половине года (в армию поступило 204900 машин (см. там же), автомобильная же промышленность страны дала в течение всего 1941 года 124200 машин("Народное хозяйство СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Статистический сборник", М., 1990). В 1942 году обе эти возможности восполнения военных потерь значительно сократились, но появился и вскоре стал основным новый источник автомобильной техники для воюющей армии - западные поставки по ленд-лизу. В 1942 году Красная Армия потеряла 66200 автомобилей, а получила 152900, произвела же отечественная промышленность всего лишь 35000 новых машин (там же) и 79000 СССР получил по ленд-лизу ("Великая Отечественная война. 1941-1945". Кн.1. М., 1998, стр. 85). В 1943 -1945 гг. в армию было направлено 387300 автомобилей, а по ленд-лизу было получено 398785. Подавляющее большинство импортных автомашин было отправлено непосредственно на фронт. 110 тысяч "Студебеккеров", "Фордов", "Интернационалов", "Остинов", 30 тысяч мотоциклов обслуживали только советские бронетанковые части (Михаил Супрун "Ленд-лиз и северные конвои. 1941-1945 гг.", М., 1997, стр. 322). Временной график поступления тех или иных моделей сейчас, вероятно, уже не восстановим. Известны общие объемы поставок в брутто-тоннах. Автомобили, транспортеры и мотоциклы, поставленные по Первому протоколу, составили 161316 тонн, по Второму протоколу - 381483 тонны, по Третьему - 615271 тонна, по Четвертому - 657211 тонн. По принятой тогда классификации ленд-лизовские автомобили делились на три группы: - машины армейского образца: Chevrolet G-7107, Dodge T-203-B, Studebaker US6-4, International M-5-6, GMC CCKM-352, GMC ACWX-353, GMC AFW-354, Dodge WC, Ford WOT8, Bedford OXD, Bedford OYD, Austin K-3, Austin K-30, Albion BY3N, Scammel SY2S;

Страницы: 1 2 3 4


Уроки восстания. Великая эмиграция. Поиски новых путей борьбы
Со времени подавления восстания 1830-31 гг. и до начала 40-х гг. XIX в. в польском освободительном движении произошли важные перемены, связанные с осмыслением уроков восстания и выработкой новых путей борьбы. Этим процессом была охвачена в первую очередь польская эмиграция в Европе, насчитывавшая около 9 тыс. человек и включавшая в себя ...

КНР и Ли Пэн. Китайская народная республика
Китай - одна из древнейших стран мира. На протяжении многих веков китайские императоры проводили экспансионистскую политику в отношении соседних стран и народов. Они значительно расширили территорию Китая путем захвата и присоединения Маньчжурии, части Монголии, Джунгарии, Кашгарии, Тибета и других земель. Однако с начала XIX в. Китай с ...

Органы милиции
С переходом к новой экономической политике существен­ные изменения претерпела система органов советской милиции. В 1921 г. были ликвидированы железнодорожная и водная ми­лиция, упразднена следственно-розыскная милиция, прекрати­ли существование промышленная, а затем и продовольственная милиция. В «Положении о Народном комиссариате внут ...