Русско-туземные школы
Страница 1
После присоединения Туркестанского края к России, царская администрация приступила к организации школ для совместного обучения русских детей и детей «инородцев». Согласно проекту, предполагалось открыть, во-первых, уездные народные училища с 4 летним общеобразовательным курсом и ремесленным классом, и во-вторых, начальные школы грамотности. Первый тип школ предназначался для уездных городов и вообще пунктов с оседлым населением, а второй для детей русских «простолюдинов» и кочевого населения.
Школы грамотности соответствовали младшему отделению уездной школы - то есть ограничиваются обучением чтению и письму на русском и местном языках и счету. А в программу уездных школ входило преподавание закона божьего (для русских), русского языка, землеописания, счета целых, простых, дробных и десятичных чисел, элементарное черчение в применении к ремеслам, и «туземный язык» для детей местного населения.
При уездных школах должно было быть по 20 вакансий для детей кочевников - будущих учителей степных школ.
Но вначале лишь незначительное число детей из числа местных жителей поступало в эти школы. Одна их главных причин этого заключается в том, что в русских учебных заведениях не преподается ни языка, ни религий туземцев, а потому киргизы предпочитают для обучения своих детей туземной грамоте обратятся к муллам из киргиз, узбеков и татар, имеющихся в волостях, муллы эти кочуют с аулами1. Другая причина заключалась в том, что родителям-кочевникам трудно было содержать своих детей в городе или поселке. Для устранения этого положения администрацией Туркестанского края было предложено военным губернаторам областей позаботиться об устройстве в уездных городах за счет местных средств приготовительных пансионов для кыргызских детей. Устройство такого пансиона намечалось в г. Токмаке еще 1870 г., но он открылся в г. Пишпеке. Перед этими пансионами ставилась задача подготовить из местного населения переводчиков и письмоводителей в которых местная администрация очень нуждалась. Для подготовки таких лиц с 1 октября 1874 г. открылся пансион в г. Караколе, который назвали киргизской школой или же ученической квартирой. Здесь обучалось 10 мальчиков - по одному из 9 кыргызских, и 1 калмыцкой волостей уезда. Содержание школы было возложено целиком на кыргыз. По общественным приговорам кыргызских волостей был введен 15-ти копеечный сбор с каждой юрты, дававший ежегодно 1840 рублей. Кроме того, киргизы пожертвовали на школу 2000 рублей.
Ученики жили и питались, одевались при школе. Их обучали татарской грамоте, они посещали русскую школу для изучения языка. Но 1 октября 1878 г. из за недостатка средств эта школа была ликвидирована. Первоначальное предположение о возможности совместного обучения детей русского и местного населения в одних и тех же школах на практике не осуществилось. Так как местное и русское население жили обособленно, что не давало детям возможности посещать одну и ту же школу, да и сама задача обучения, методы занятий не могли быть одинаковы. Это отмечал в своем протоколе от 29 мая 1907 г. попечительский комитет Туркестанского края, подытоживая там свою деятельность. Возникла необходимость открытия особых школ для местного населения, соответствующих его взглядам: то есть открыть особые школы, где наряду с прохождением «родной грамоты» и основ мусульманства, по традициям местного населения, учащиеся изучали бы русский язык, такие школы могли бы стать приемлемыми для местного населения и отвечали бы интересам царской администрации. И по распоряжению от 20 июня 1886 г. в Туркестане для детей коренных национальностей официально стали открываться и распространятся так называемые русско-туземные школы, перед которыми ставилась двойная задача: во-первых, научить детей местного населения русскому языку, и во-вторых, сохранить то «образование» которое давалось ранее мектебах и укоренилось среди местного населения. Туркестанская администрация стремилась устранить недоверие местного населения и рассеять опасения по поводу вытеснения из школ религиозных вероучений. В начале в этих школах учились дети бедняков, богатые дети туда ходили крайне неохотно, предпочитая отдавать в эти школы детей бедняков - их отправляли насильно. «1895 г. из Заукинской волости в русско-туземное училище были направлены дети бедняков а в одном официальном сообщении сказано, что в этих школах «отдает детей только бедняк, которому некуда их давать» Один из заведующих русско-туземных школ писал, «…7/8 уходящих раньше окончания курса школы были дети состоятельных кочевников их любимые сынки, а дети бедных наоборот, крепко держались за свои вакансии». Только в дальнейшем, когда кыргызская знать и нарождающаяся торговая буржуазия поняли выгоду, которую можно было извлечь из полученного в русско-туземных и русских школах образования. Они стали отдавать в эти школы и своих детей.
Политической система в стране с середины 1930-х гг. Становление личной
власти Сталина
Эту новую форму организации политической власти, сложившуюся в нашей стране в 30-е годы, в литературе часто называют тоталитаризмом.[9] Если же мы попытаемся вычленить смысловое ядро данного понятия, то обнаружим, что слово «тоталитаризм» используется для обозначения превосходной степени других известных понятий – диктатура, авторитариз ...
Ли Пэн. Ранние годы
Ли Пэн родился в административном центре провинции Сычуань — городе Чэнду. По обычаю в биографии указано место, где берет начало род Ли, а сам Ли Пэн появился на свет 20 октября 1928 года в Шанхае. Его родители были профессиональными революционерами, которых судьба и «воля партии» постоянно бросали с места на место. В начале 30-х Ли Пэн ...
Судьба и значение аграрной реформы в России.
Итоги столыпинской аграрной реформы выражаются в следующих цифрах. К 1 января 1916 г. из общины в чересполосное укрепление вышло 2 млн. домохозяев. Им принадлежало 14,1 млн. дес. земли. 469 тыс. домохозяев, живших в беспередельных общинах, получили удостоверительные акты на 2,8 млн. дес. 1,3 млн. домохозяев перешли к хуторскому и отрубн ...