Русско-туземные школы
Страница 3
А в туземных классах единой программы не существовало. Так как все учебники были составлены на арабском и персидском языках, то детям приходилось заниматься грамматикой 3-х языков (русского, арабского, персидского), что не могло не отражаться на качестве обучения и усвоения. Определенных часов не было, муллы занимались столько, сколько хотели. Главная цель их состояла лишь в том, чтобы ознакомить детей с основами мусульманского вероучения. В качестве учебника использовался узбекский словарь «Устоди - Авваль» - «Первый учитель» С. Азизова и «Самоучитель Оракулова». Хаджибеков - учитель русско-туземной школы составил на основе арабского алфавита «Букварь для киргизских школ в Туркестанском крае» изданный в Оренбурге в 1912 г. Многие русско-туземные школы Кыргызстана имели свои библиотеки. Например, в Токмакской школе на 1899 г. было 115 книг в 189 томах, 1908 году в Ошской школе был от 128 томов, а в Кетмен-Тюбинской 186. Но в основном это были книги религиозно-нравственные или по различным отраслям сельского хозяйства.
Кроме того, в русско-туземных школах были введены классы ручного труда. Так, например, при Токмакской школе обучали сапожному, переплетному и столярно-токарному мастерству: в классах находилось необходимое оборудование - верстаки, станки, машины инструменты и материалы Обучение ручному труду не способствовало подготовке ремесленников или мастеровых, но оно давало некоторые навыки ручного труда. Так каковы же общие результаты деятельности русско-туземных школ? Из них, хотя бы и в небольшом количестве выходили переводчики или писари местных царских администраций; некоторые выпускники могли поступить в городские училища, так как после его окончания могли бы свободно получить какую-нибудь должность и приличное жалование. Но, в городском училище вакансия для детей кыргызов была очень ограниченной.
После завершения обучения в русско-туземной школе многие выпускники стали впоследствии учителями, советскими работниками, занимали крупные посты в Киргизии, например, А. Сыдыков. Из числа бедных дехкан были З. Кыдырбаев, И.О. Орозалиев, А. Омурзаков, Г. Ульджоватов, А. Чакнаков и многие другие, которых русско-туземные школы вывели из неграмотности, и если можно так сказать, дали «путевку в жизнь» на том историческом этапе нашей республики Кыргызстан.
Освобождение от государственной опеки
И всё - таки , как бы там ни было, освобождение потребительской кооперации от государственной опеки происходило. Постепенность этого освобождения можно проследить по документам.
Декретом от 10 июля 1921 г. кооперация освобождалась от предварительного контроля со стороны рабоче - крестьянской инспекции.
16 августа 1921 г. Декретом « ...
Витте на посту министра финансов. Реформы и противодействие чиновников
10 марта 1890 г. Витте был назначен директором департамента с производством, минуя все ступени чиновничьей иерархии, сразу в чин действительного статского советника и с доплатой к жалованью из средств Кабинета. С этого момента началась его головокружительная карьера. Менее чем через год новый начальник департамента был введен предс ...
Штурм Багдада
Через 3 недели после начала войны коалиционные силы подошли к столице Ирака с запада, юга и юго-востока. Первоначальные планы предполагали окружение Багдада со всех сторон, оттеснение иракских войск к центру города и артиллерийский обстрел. От этого плана отказались, когда стало ясно, что основная часть багдадского гарнизона уже разгром ...