Не нашла сколь-нибудь подробного освещения истории дореволюционных школ и в фундаментальном труде коллектива института истории АН Кирг. ССР (История Киргизии т. 2.). Там этому вопросу посвящено лишь несколько страниц. Некоторые другие исследователи истории Кыргызстана в своих работах также вскользь касались истории дореволюционных школ.
Целью настоящей работы является попытка представить сжатое и систематизированное изложение истории дореволюционных школ в Кыргызстане. В работе ставятся следующие задачи: краткое освещение истории возникновения дореволюционных школ в Кыргызстане. Раскрытие содержания обучения, дается характеристика мектебов и медресе.
Появившиеся во 2 п. XIX в. новометодные школы, не изменяя религиозного содержания обучения, давали учащимся некоторые элементы светских знаний, но в целом эти школы были подвержены влиянию панисламизма и пантюркизма, поэтому не могли внести много нового в дело просвещения, так как во многом они придерживались старых методов обучения. В последней части этой работы дана характеристика русско-туземных школ, которые в 80-х годах XIX в начали возникать в Кыргызстане. При всех своих недостатках они имели прогрессивное значение - знакомили кыргызскую молодежь с русским языком, и через него и с русской, а затем и мировой культурой.
Там же рассматривается история дореволюционных русских школ в Кыргызстане, которые были созданы для детей переселенцев, но там обучались и дети кыргызов, хотя и в незначительном количестве. Этим объясняется тот факт, что процент грамотности в национальной среде был очень низким - около 2%, а среди женщин азбучную грамотность знали лишь единицы.
Эта работа должна показать состояние народного образования на территории современного Кыргызстана в дореволюционный период.
Но сама работа не претендует на исчерпывающее освещение истории дореволюционных школ и требует дальнейших исследований.
Фольклор и литература
Общественный подъем эпохи Смуты и последовавших за нею событий обусловил расцвет устного народного творчества.
В конце века в России побывал Ф. Балатри, известный на своей родине, в Италии, певец. Ему, видимо, понравились русские песни, и одну из них, плясовую, он записал, причем латинскими буквами:
Ай, сорока-белобока
Стала с дружко ...
Образование и науа второй половины XIX в
Эпоха Освобождения дала сильный толчок культурному развитию России. Втягивание в рыночные отношения широких слоев крестьянства со всей остротой поставило вопрос о начальном народном образовании. Это вызвало невиданный прежде рост числа сельских и городских школ. Промышленность, транспорт и торговля предъявляли все более широкий спрос на ...
Декабристские организации в 1821-1825 гг
На основе «Союза благоденствия» весной 1821 года возникли сразу 2 крупные революционные организации: Южное общество в Киеве и Северное общество в Петербурге. Более революционное и решительное Южное общество возглавил П. И. Пестель, Северное, чьи установки считались более умеренными — Никита Муравьев.
Южное общество (1821—1825)
В марте ...