Развитие Украины в застойные годы
Страница 8
Хроническое отставание за принципиальными экономическими показателями. За период с 1960 г. до 1985 г. Украина за темпами роста общего объема продукции промышленности занимала 13 место в СССР
Темпы роста реальных доходов на душу населения по союзным республикам (в 1970 г. — 100%)
К таким факторам принадлежали:
В международной сфере:
— реальная угроза стадиального отставания: к тому времени мир вступал в постиндустриальную стадию развития, а СССР еще не преодолел индустриальную;
— обострение межблокового противостояния, эскалация гонки вооружений, что взрывали экономику и усиливали социальное напряжение в государстве;
— участие СССР в бесперспективной войне в Афганистане, которая вела к международной изоляции Советского Союза, значительных материальных, демографических и моральных потерь. В политической сфере:
—подмена настоящего народовластия формальным представительством трудящихся в Советах, ограничение их реальной власти, что предопределяло отчуждение народа от властных структур, формирование атмосферы пассивности, иждивенчества, абсолютного приоритета государственных интересов относительно личностных;
—игнорирование принципа распределения власти, что привело к неоправданной концентрации власти, злоупотребление ею, ограничение демократических основ;
—узурпация значительной части законодательных функций исполнительной властью;
—максимальное ограничение самостоятельности, огосударствление общественных организаций, что блокировало перестройку и развитие гражданского общества;
—ограничение гласности и информированности общества, что не давало возможности гражданам объективно оценивать общественные процессы, осуществлять диалог с властью, тормозило формирование политического сознания;
— укрепление политического монополизма КПСС, что усиливало недоверие к власти, двойную мораль, В социально-экономической сфере:
—затухающее экономическое развитие, падение основных экономических показателей, что привело к прогрессирующей потере экономических позиций СССР на международной арене и заострения социально-экономических проблем внутри государства (замедление темпов роста реальных доходов населения; заострение жилищной проблемы; падения уровня здравоохранения и тому подобное);
—разрастание бюрократического аппарата, которое вело к усилению ведомственной разъединенности и увеличению затратности производства;
—деформация структуры размещения производительных сил, что осложняло экономическое управление, ухудшала экологическую ситуацию, заостряло противоречие между регионами;
—уравниловка в оплате труда;
—углубление кризиса организации труда, которое имело следствием необоснованные финансовые расходы, разбазаривания сырья, нерациональное использование рабочей силы и тому подобное;
физическое и моральное старение основных производственных фондов, что делало невозможным технологический процесс, предопределяло низкий уровень производительности труда, ухудшение качества и конкурентоспособности— обострение экологических проблем, которое привело к стремительному росту техногенной нагрузки на природу
—упрощен подход к решению национального вопроса, что накапливал межэтнические противоречия;
—осложнение демографической ситуации, что находило свое проявление в процессах депопуляции (снижении естественного демографического прироста), старении населения, деформированной структуре рабочей силы
В духовной сфере:
- установление идеологического диктата в гуманитарной сфере, что деформировал духовное развитие общества, ограничивал доступ к достоянию мировой культуры;
—блокирование развития религии, что было существенным нарушением прав человека;
—усиление процесса русификации, что тормозило развитие языков народов СССР, подавляло национальные культуры и национальное сознание.
Широкомасштабные общественно-политические изменения предоставили импульсу межгосударственным контактам, положили начало обмену идеями, что подвергали сомнению основы коммунистического строительства, чем существенно взрывали идейную платформу советского общества;
Русско-туземные школы
После присоединения Туркестанского края к России, царская администрация приступила к организации школ для совместного обучения русских детей и детей «инородцев». Согласно проекту, предполагалось открыть, во-первых, уездные народные училища с 4 летним общеобразовательным курсом и ремесленным классом, и во-вторых, начальные школы грамотно ...
Крещение Руси князем Владимиром
Византия с законным основанием называла себя преемницей Римской империи, но это был особый мир Восточной Римской империи, вобравший в себя культурные влияния и Востока, и Запада. После падения христианского Рима Византия стала как бы земным воплощением идеи нового всемирного христианского царства, «вторым Римом». Пышность и неслыханная ...
Англо-французская политика «умиротворения» и ее крах
Ратификация вышеупомянутого советско-французского договора послужила предлогом для ремилитаризации Рейнской зоны Германией, которая приняла закон о всеобщей воинской обязанности. Эти действия Германии были нарушением статей Версальского договора и прямым вызовом в первую очередь Франции и Великобритании, но эти державы ограничились лишь ...