Развитие Украины в застойные годы
Страница 5
Экономическая оправданность и эффективность ставки на освоение целинных земель неоднозначно оценивалась как на уровне планов, так и на уровне полученных результатов. Так, Молотов в противовес Хрущеву считал более целесообразным вложить средства в подъем сельского хозяйства Центральной нечерноземной полосы России и Украины. Неоднозначна оценка последствий освоения целинных земель историками. Рядом с традиционной позитивной оценкой этих процессов существует мысль, что освоение целины навредило переходу сельского хозяйства на путь интенсификации. Историк-аграрий И. Русинов был убежден, что прирост урожайности зерна по СССР даже на 1 ц с га был бы равнозначным результату освоения целины.
Некоторые историки считают, что неподготовленный марш-бросок на целинные земли поглотил ресурсы, которые могли быть использованы для укрепления сельского хозяйства в уже освоенных районах, и привел к росту общих потерь урожая зерновых до 30—40 и больше млн. тонн на год, то есть в 1,5—2 раза больше того, что дали собственно целинные земли. Вполне очевидно, что реализация этой программы истощала ресурсы Украины и существенно ослабляла сельское хозяйство республики.
Второй сверхпрограммой стало поспешное и неоправданное расширение площадей посевов кукурузы и других «чудо-культур». Уже в июне 1954 г. из трибуны дежурного пленума ЦК КПСС Хрущев обратился к работникам сельского хозяйства СССР с призывом о расширении посевов Кукурузы. В кулуарах пленума неоднократно повторяли его слова, которые не попали к официальному докладу: « .кукурузу нужно внедрять, не останавливаясь перед принуждением, подобно тому, как в XVIII столетии в России внедряли картофель» Начиная с 1958 г., в сельскохозяйственном производстве начался спад. Если в период от 1950 в до 1958 г. объем валовой продукции сельского хозяйства Украины вырос на 65%, то с 1958 до 1964 г. — лишь на 3%. Такое же положение сложилось в целом по стране.
Такой спад был обусловлен рядом причин:
1)определенная децентрализация командной системы не означала ни ее уничтожения, ни ее устранения от управления хозяйством. Она еще сохраняла свои основные позиции, что приводило к усилению административного давления на колхозы, «урезание» приусадебных участков и др.;
2)сверхпрограммы поглощали значительную часть материальных и человеческих ресурсов, консервировали экстенсивный характер развития сельского хозяйства;
3)реформы осуществлялись непоследовательно, противоречиво, волнообразно, в режиме «вперед—стоп—назад», неся на себе значительное влияние субъективизма;
4)в 1958 г. было принято решение о выкупе колхозами техники МТС, что существенно ударило по колхозным бюджетам. В частности, колхозы Украины были вынуждены приобрести свыше 108 тыс. тракторов, почти 43 тыс. комбайнов и другую технику на сумму 4,2 млрд. руб.
Важной для всего народного хозяйства была реформа управления. Суть ее заключалась в определенной демократизации управления, расширении хозяйственных прав союзных республик, приближении управления к производству, сокращении управленческого аппарата. В феврале 1957 г. вводится новая система управления, что имела органически соединить централизованное плановое руководство с повышением самостоятельности республик, краев, областей.
Стержнем новой системы был территориальный принцип управления через советы народного хозяйства (совнархозы), которые создавались в экономических административных районах. На территории СССР было образовано 105 таких районов, а в УССР — 11. Под контроль совнархозов Украины было передано свыше 10 тыс. промышленных предприятий, и в конце 1957 г. им были подвластные 97% заводов республики (в 1953 г. — лишь 34%). Реформирование управления едва лишь началось, а из трибуны июльского (1958) Пленума ЦК КПУ Подгорный, пытаясь опять продемонстрировать, что он идет с Хрущевым в ногу, оптимистично подводил итоги: «осуществлена реорганизация руководства промышленностью и строительством полностью себя оправдала».
Безусловно, новая система управления имела позитивные последствия: способствовала улучшению разделения труда и ее кооперации в пределах экономического региона; быстрее стала формироваться производственная и социальная инфраструктура; полнее использовались местные ресурсы и др. Кроме этого, такая система способствовала проведению Украиной, как и другими республиками, более четкой независимой экономической политики. В то же время новая система имела серьезные недостатки: несостоятельность обеспечить единство технической политики; торможение внедрения новой техники; фактическое сохранение централизованного планирования и др.
Церковные преобразования
Не обошел царь своим вниманием и церковь.
Московский государь считался верховным покровителем церкви и принимал активное участие в церковных делах. Но и церковные власти призывались к участию в государственном управлении и влияли на него.
Петр вырос не под таким сильным влиянием богословской науки и не в такой благочестивой обстан ...
Северная и Центральная Аравия до возникновения первого Саудовского
государства
Государство Саудидов возникло в Аравии в XVIII в. в результате движения мусульманских реформаторов-ваххабитов. Это государство охватило большую часть аравийского полуострова (центральные, северные и восточные области, носившие древние названия Неджд, Хиджаз и Эль-Хаса). Со времен пророка Мухаммеда и до появления ваххабизма Аравия не зна ...
Лжедмитрий и Лжедмитрий II
В это время в Польше против царя Бориса выступил молодой человек, который назвал себя царевичем Дмитрием, сыном Ивана Грозного, и заявил о своем намерении идти на Москву, добывать себе прародительский престол. «Вскоре узнали, что имя мнимого царевича Юрий Отрепьев. Он был сыном бедного боярина из Галича, Богдана-Якова, стрелецкого сотни ...