Ваххабитское учение
Страница 1
Основоположником ваххабитского учения был недждийский богослов Мухаммед ибн Абдальваххаб из оседлого племени бану тпамим. Он родился в 1703 г. в Уяйне (Неджд). Его отец и дед были улемами. Так же, как и они, готовясь к духовной карьере, он много путешествовал, бывал в Мекке, Медине, по некоторым сведениям, даже в Багдаде и Дамаске. Всюду он изучал богословие у виднейших улемов, принимал активное участие в религиозных диспутах. Возвратясь в начале 1740-х годов в Неджд, он выступил перед своими сородичами с проповедью нового религиозного учения. Он обрушился с резкой критикой на распространенные среди арабов остатки первобытных верований, на почитание фетишей — скал, камней, источников, деревьев, на пережитки тотемизма, на культ святых. Хотя формально все арабы исповедовали ислам и считали себя мусульманами, фактически в Аравии существовало множество местных племенных религий. Каждое арабское племя, каждая деревня имели свои фетиши, свои верования и обряды. Это многообразие религиозных форм, обусловленное примитивным уровнем общественного развития и раздробленностью Аравии, было серьезным препятствием на пути к политическому единству. Этому религиозному полиморфизму Мухаммед ибн Абдальваххаб противопоставлял единую доктрину — таухид (т. е. «единение»). Формально он не создавал новых догматов, но лишь стремился восстановить среди арабов религию ислама в ее первоначальной коранической «чистоте».
Большое место в учении ваххабитов отводилось вопросам морали. Последователи этого учения, выросшие в суровых условиях пустыни, должны были соблюдать строгую простоту нравов, граничащую с аскетизмом. Они запрещали пить вино и кофе, курить табак. Они отвергали всякую роскошь, запрещали петь и играть на музыкальных инструментах. Они выступали против излишеств, против половой распущенности. Не случайно поэтому ваххабитов назвали «пуританами пустыни». Само название — «ваххабиты» — распространилось в Европе с легкой руки великого путешественника И. Букхардта, посетившего Аравию в 1814—1815 гг., сами же последователи учения назвали и называют себя «единобожники» или просто «мусульмане» и никогда — «ваххабиты». Видимо, этим они еще раз хотят подчеркнуть чистоту своей веры.
Ваххабиты боролись с пережитками местных племенных культов, разрушали гробницы, запрещали магию, ворожбу. Вместе с тем, их проповедь была направлена против официального, по их мнению, «отюреченного» ислама. Они выступали против мистицизма и дервишизма, против тех форм религиозного культа, которые были у турок и которые вырабатывались веками. Они призывали беспощадно бороться с отступниками от веры — персами-шиитами, османским султаном-лжехалифом и турецкими пашами.
Антитурецкая направленность ваххабизма имела конечной целью изгнание турок, освобождение и объединение арабских стран под знаменем «чистого» ислама.
Во главе объединительного движения стали феодальные правители небольшого недждийского княжества Даръийя — эмир Мухаммед ибн Сауд (умер в 1765 г.) и его сын Абдальазиз (1765— 1803), принявшие ваххабитское учение и в 1744 г. вступившие в союз с Мухаммедом ибн Абдальваххабом. С тех пор в течение сорока с лишним лет их последователи вели упорную борьбу за объединение Неджда под знаменем ваххабизма. Они подчиняли себе одно за другим феодальные княжества Неджда; они приводили к повиновению одно за другим бедуинские племена. Иные селения подчинялись ваххабитам добровольно; другие — наставлялись «на путь истинный» оружием.
Кымакский каганат.
Кимаки были выходцами из Монголии. Обособление племён произошло после распада западно-тюркского каганата. Территория: Север Алтайских гор при Иртышье - северо-восточный Казахстан. Рубежи проживания кимаков стабилизировались в начале 10 века. Предводитель кимаков - титул кагана в конце 9 начала 10 века. Обладал реальной властью - назнача ...
Введение.
Одна из причин роста внимания к истории городского управления связана с увеличением интереса к современному управлению городом. В связи с тем, что городское управление постоянно развивается и изменяется возникают новые сложные проблемы экономического, этического и психологического характера. Хорошо известно, что всякий раз, когда совре ...
Идеи равенства и свободы
Первая книга ("О лицах") переводила такие общие идеи эпохи французский революции, как равенство и свобода, на конкретный язык гражданско-правовых норм. Согласно одной из статей кодекса Наполеона "всякий француз пользуется гражданским правом". Таким образом, принцип равенства лиц в частноправовой сфере проводился зако ...