Земское самоуправление.
Страница 1
В середине XVI в. Правительство совсем решило покончить с кормлением. Таким образом,
Поручение местным мирам самостоятельного ведения дела, которое неудовлетворительно вели кормленщики, именно дела охраны общественной безопасности.
В XVI в. Провинции уже почти срослись с государством, а в самом гос-ве сознаётся потребность в чисто государственном управлении. Таким образом были созданы учреждения специальных органов самоуправления, наряду с наместниками (губные учреждения), а затем произошла полная отмена наместничьей власти и введено общее земское самоуправление (земские учреждения).
Уголовно-полицейский округ, в котором полномочия по преследованию «лихих людей» предоставлялись самому местному земскому сообществу, назывался губой. В ряде мест крупные привилегированные землевладения формировались независимые от волостных, особые губы во главе с губными головами и целовальниками.
В 30-е годы XVI в. Стали создаваться так называемые губные органы, во главе с губными старостами, которые избирались из дворян и детей боярских. А их помощники - старосты и "лучшие люди" - по постановлению Судебника обязательно должны были участвовать в наместничьем суде, что означало контроль со стороны выборных от населения за деятельностью наместников. Значение служилых людей - дворян - поднималось и тем, что устанавливалась неподсудность их суду наместников. У губного старосты был свой аппарат, а делопроизводством занимался дьяк. Также при губном старосте стояли целовальники (обычно 4). Все вместе они составляли губную избу. В итоге, губная изба стала проводить всю уголовную и тюремную политику.
С второй половины XVI в. Царь стал передавать губным старостам полномочия связанные с земельными отношениями и различными промыслами.
В 1555-1556 гг. была проведена земская реформа. В уездах и волостях, где было помещичье землевладение, черносошные и дворцовые крестьяне, а также посадские люди получили право выбирать старост и земских судей, целовальников. В своей работе они опирались на выборных от крестьянской общины – сотских, десятских, пятидесятских.
Все земские выборные избирались на неопределённый срок, но могли быть переизбраны. Позже введены ежегодные выборы. Земские органы собирали подати, разбирали гражданские и второстепенные уголовные дела черносошных крестьян и посадских людей.
Полномочия земских властей, как правило, распространялось на судебные, хозяйственные и финансово-налоговые отношения. Объём их полномочий, в какой-то степени, превышал компетенцию наместников и боярского суда, так как земские власти были в праве неограниченно решать не только дела холопские, но и дела, ведшие к смертной казни.
Итак, к концу XVI в. В России сложилась система государственных учреждений в центре и на местах, для которых уже были характерны некоторая бюрократизация, иерархия учреждений и чинов, бумажное делопроизводство, а также зачатки выборности управленцев, но в самом низовом звене. Также земская реформа была осуществлена не на всей территории России, а лишь на территории Русского Севера. На большей части Московского государства реформа не была осуществлена, а власть наместников заменялась воеводским управлением, более жёстко связанным с центральным управлением.
Поздний сталинизм. Послевоенные идеологические кампании и
репрессии
Одна из главных характерных черт советского режима — это постоянная идеологическая борьба, неважно против чего или против кого, важен сам процесс борьбы, в которую можно втянуть массу людей, превратив их таким образом в соучастников.
Основным содержанием идеологической борьбы в период позднего сталинизма было утверждение советско-русск ...
Судоустройство
В древнейшие времена суд у германцев производился собранием свободных людей округа (сотни) под председательством выборного сотника (тунгина). Уже при Хлодвиге главная роль в судебном разбирательстве переходит от тунгина к графу — королевскому чиновнику, который выносил решения по гражданским делам и приговоры по уголовным делам совместн ...
Внутренняя политика Петра. Военные реформы
Военные реформы занимают особое место среди Петровских преобразований. Именно задачи создания современной боеспособной армии и флота занимали юного царя ещё до того, как он стал полновластным государем. Историки насчитывают всего лишь несколько месяцев мирного времени за более чем 35-летнее правление Петра. Понятно, что именно армия и ф ...