Общая характеристика общественно-политической мысли Древней Руси
Страница 3
С древних времен прогрессивно мыслящие деятели раздробленного восточнославянского мира были озабочены необходимостью постоянно защищать свои народы и земли от нашествия врагов. И для многих из них было очевидно, что успешная защита возможна только совместными усилиями княжеств, создания мощных государственных образований. Многие мыслители оказались современниками и очевидцами распада Киевской Руси, появления мелких княжеств, что привело к ожесточенной династической борьбе. Они осуждают все, что разъединяет славян, и поддерживают все, что служит единению. Кирилл Туровский, например, рассматривал христианское учение как важнейшее средство сплочения славянских княжеств. Его позиция наиболее ярко изложена в знаменитой «Притче о человеческой душе и о теле». В ХШ веке для Древней Руси встает новая проблема – нашествие монголо-татар. Эта тема также занимала большое место и пристальное внимание в трудах общественных мыслителей.
Какие же исторические предпосылки сложились для развития общественной мысли в то время? В 13 веке Киевское государство стало распадаться на княжества, что было вызвано самой жизнью, глубокими тенденциями внутреннего социально – политического развития Восточной Европы того времени. Начинается период феодальной раздробленности, к тому же усложненный татаро-монгольскими нашествиями и наступлением немецких крестоносцев. Все это очень ослабило единство и военно-политическую силу Киевской Руси, затормозило ее дальнейшее культурно – историческое развитие, но не могло сдерживать на восточнославянских землях процесс вообще. Более того, получение княжествами политической независимости содействовало активизации в их социально-экономической и культурной жизни, росту общественного самосознания и активности местного населения.
Эпоха феодальной раздробленности была закономерным этапом в многовековой истории восточных славян. Она подготовила почву для новой их этнической, общественной, политической консолидации. Именно исторические условия, которые сложились на Руси в 12 – 13 веках и содействовали формированию трех восточнославянских народностей со своими отличительными этническими особенностями, языком, самобытной материальной и духовной культурой, со своей исторической жизнью.
В период нашествия Батыя и установления монголо-татарского ига отличительной чертой средневековой литературы был ее высокий патриотизм. И летописцы и агиографы видели в победе монголо-татар божью кару, которая постигла людей за грехи перед Богом. Но из рассказов тех же летописцев о батыевщине, из повестей, посвященных нашествию Батыя, становится очевидным, что в сознании народа путь к спасению от насилий врага виделся не в покаянии и молитвах, а в активной борьбе. Поэтому в литературе этого времени особенно сильно проявляется ее героический характер.
Поражение в борьбе с завоевателями и проводимая ордынцами политика разделения Руси ускоряли процесс феодального дробления, обособления отдельных княжеств. Но одновременно с этим все более зрела идея необходимости объединения русских земель, нашедшая наиболее яркое отражение в памятниках литературы. Идея эта поддерживалась сознанием единства языка, единства религии, единства истории и этнического родства, сознанием того, что именно отсутствие единения русских княжеств привело к поражению и установлению чужеземного владычества.
Борьба с захватчиками вызвала подъем патриотизма. И париотическая тема становится основной в литературе 12–13 веков. Воинский героизм и мужество, верность долгу, любовь к своей земле, прославление былого величия и могущества русских князей и княжеств, скорбь по погибшим – все это нашло отражение и в летописании, и в агиографии, и в памятниках торжественного красноречия.
Важные общественно-политические изменения, которые проходили на белорусских землях на протяжении средних веков, обусловили дальнейшие изменения и в духовных потребностях различных слоев населения. Сама жизнь требовала обновления и творческого обогащения старых литературных традиции, существующего, преимущественно иностранного происхождения, фонда письменности, основным содержанием которого были вечные проблемы жизни и морали человека.
Время требовало показывать наиболее актуальные проблемы дня в произведениях, в которых наиболее конкретно освещалась бы историческая жизнь народа и реальной личности с точки зрения их национальных и общественных интересов. Веяния нового времени заметно влияли на литературу, в которой находилось отражение общества Древней Руси, принуждали идти в ногу со временем, развиваться. Хотя различные консервативные факторы и тенденции влияли и сдерживали ее, либо направляли в иное русло. Когда же отдельные литературные жанры отставали от жизни и темпа развития общества, его запросов, когда литература отрывалась от своих традиций, то тогда они теряли свою актуальность, переставали развиваться и приходили в упадок.
Все события, происходящие в жизни общества, политического, культурного, социального плана, находили отклик в сердцах общественных деятелей и мыслителей и в их произведениях. Ничто не оставляло их равнодушными. Благодаря их трудам, потомки могут узнать как общество реагировало на то или иное событие, какая была реакция. Важно то, что создание таких произведений говорит об интересе к волнующим вопросам со стороны человека Древней Руси. Многие произведения дают уникальную возможность заглянуть в повседневную, ненародную жизнь средневекового человека, а не только изучать реакцию на глобальные проблемы. Мы можем наблюдать человека в окружении обыденных проблем, забот, радостей и страхов – что говорит о мировоззрении широких масс населения.
Католическая церковь и проблема единства Европы
Идея создания объединенной Европы всегда получала поддержку со стороны папства. В период раннего средневековья это объединение мыслилось лишь под руководством папства; со времени становления национальных государств участие в любых проектах по объединению Европы было для папства формой участия в политической жизни континента. Особенно ак ...
Информация о подготовке Германии к войне
Информацию, доставляемую разведывательным аппаратом, можно разделить на три группы: доклады советской, американской и английской разведок. К двум последним отношение у руководства СССР было негативным, что вызывало сомнение в их подлинности. Так что, сначала рассмотрим информацию, поставляемую Советской разведкой.
Как поучал сам И.В. С ...
Следствие и суд
Указом 17 декабря 1825 года учреждена была Комиссия для изысканий о злоумышленных обществах под председательством военного министра Александра Татищева. 30 мая 1826 года следственная комиссия представила императору Николаю всеподданнейший доклад, составленный Д. Н. Блудовым. Манифестом 1 июня 1826 года учрежден Верховный уголовный суд и ...