Происхождение этрусков. Античные свидетельства
Страница 2
В римский период гипотеза о восточном происхождении этрусков иногда использовалась в определенных практических целях. Об этом свидетельствует один из самых знаменитых историков – Корнелий Тацит. В Анналах он говорит об императоре Тиберии: «Но кесарь, для отвращения молвы сей, присутствуя часто в сенате, в продолжение многих дней слушал послов азиатских, препирающихся о городе, в котором, приныне в честь его храм воздвигнут. В этом споре участвовало 11 городов, которые имели прения о преимуществе, силами не равные, но права их были одинаковые». Далее приводятся доводы городов о достижении цели. Наконец, остаются лишь два города - Сарды и Смирны. «Жители Сард огласили решение этрусков, признавших их своими кровными родичами: ведь Тиррен и Лид сыновья царя Атиса, вследствие многочисленности своих соплеменников поделили их между собой. Лид остался на земле предков, а Тиррену достались по жребию новые земли, с тем, чтобы он основал на них поселения; этим народам были присвоены имена их властителей – одному в Азии, другому в Италии».[5]
Единственным историком, который противопоставил свое мнение общепринятому, был Дионисий из Галикарнаса. Он писал так: «Тиррены неоткуда не приходят, но являются народом местного происхождения и поэтому не правильно этрусков отождествлять с пилазгами или лидийцами. Этрусками римляне назвали раденов, живущих в Этрурии… Было время, когда латинов и умбров, авзонов и многие другие народности, греки называли этрусками» в своих «Римских древностях» Дионисий анализирует самый древний период римской истории, от основания Рима, до его перволго столкновения с Карфагеном. Он отрицает точку зрения Геродота, и утверждает, что у этрусков не было с лидийцами ни общего языка, ни общих богов, ни общих законов и традиций. «Поэтому, мне кажется, что правы скорее те, кто считает их местным населением, а вовсе не пришельцами». В своих доводах он ссылается, на то, что современник Геродота – Ксанф, автор «Истории лидийцев», вообще не упоминает о их переселении в Италию. По версии Ксанфа, сына царя Атиса, звали вовсе не Тиррен, а Ториб, и он остался в Малой Азии, где владел частью царства своего отца. Его поданных называют торибянами, а один из малоазийских городов стал именоваться Тореб.
Сведения Дионисия представляют интерес, потому, что он знал этрусков и мог слышать их речь. Кроме того, он сам происходил из местности, которая считалась прародиной этрусков. К сожалению, можно лишь догадываться, кого он имел ввиду, говоря о них. Некоторые современные ученые считают Дионисия создателем «этрусской проблемы».[6]
Существует еще одно упоминание римского автора, на основе которого исследователи предполагают, что в древности возникла еще одна точка зрения на вопрос о происхождении этрусков. Еще один известный римский историк Тит Ливий пишет: «И альпийские племена, бесспорно, тоже по происхождению этруски, особенно ретии, которые, однако, под влиянием окружающей природы, одичали до такой степени, что они не сохранили от старых обычаев ничего, кроме языка, но даже и язык они не сумели сохранить без искажения».[7] К сожалению, этот отрывок недостаточно ясен и допускает различные толкования. Однако можно сделать вывод, что еще в древности считалось, что этруски проникли в Италию с севера по суше, и что Ретия была своеобразным перевалочным пунктом на их пути. Но в отличие от предыдущих двух теорий, это уже гипотеза современных исследователей.
Наши земляки в Русско-Турецкой войне 1877 - 1878 годов
Крупнейшее внешнеполитическое событие второй половины XIX в. - война России с Портой Оттоманской (Турцией) — определялось прежде всего борьбой за решение давнего, традиционного «восточного вопроса», за позиции на стратегически важном Балканском полуострове.
Существенным моментом, повлиявшим на характер и ход войны, было освободительное ...
Северная Индия в середине I
тысячелетия до н.э.
В этот период в Северной Индии была замечена тенденция к политической консолидации. Возникали мелкие государства, которые постепенно становились более крупными и трансформировались в ранние государства, соперничество между ними становилось все более ожесточенным. К середине I тысячелетия до н.э. в долине Ганга и поблизости от нее сущест ...
Видные государственные деятели о кооперации
Начиная с 1923 г. после публикации статьи В.И. Ленина « О кооперации» , в среде высших партийных и государственных деятелей начиналось широкое обсуждение места и роли кооперации в экономическом и социальном развитии страны.
В нём приняли участие Председатель ЦИК СССР М.И. Калинин, Председатель Совнаркома А.И. Рыков, Председатель Сов ...