Плитка и мозаика
Страница 2
Пол центрального нефа (пространства между рядами столбов) был устлан майоликовыми и мозаичными плитками.
Во II-ой пол. XII в. майолика обогатилась новыми декоративными качествами. Широкое распространение получили полихромные плитки. На их одноцветный фон наносились геометрические и растительные орнаменты других цветов или в особый узор «под мрамор». Наиболее сложны по декору белгородские плитки. Линейные и растительные орнаменты жёлтого, зелёного и других светлых тонов выделяются на тёмном красновато-коричневом фоне поливы. К белгородским очень близки старорязанские и владимирские плитки. С сер.XII в. появляются плитки с сюжетами, изображающиеся в зверином стиле. В дворцовой церкви Боголюбова пол был устлан большими жёлтыми плитками с изображением грифона. В то же время майоликовые плитки стали применяться и для декора стен. Такие плитки с рельефными рисунками были найдены в древнем Галиче, а позднее в Чернигове.
Галичские плитки особенно интересны. На них в орнаментных кругах изображены птицы, грифоны и др. фантастические существа. Этими плитками, по-видимому, декорировали стены княжеских палат или княжеского храма Спаса.
Майоликовые плитки были распространены и декоре деревенских теремов, домов горожан. Черниговские плитки – зелёные с белыми разводами украшали, вероятно, обмазанные глиной и побелённые стены.
Высокие декоративное качество майоликовых плиток были уже в XII в. использованы для оформления фасадов.
На Золотом Току найдено немало рельефных плиток с разнообразными вертикальными растительными мотивами. Эти изображения также вписаны в круглые медальоны, и напоминают они по своей схеме «дерево жизни». Одна из таких плиток покрыта прозрачной зеленой поливой. Полива, собираясь в углублениях, еще больше усиливает четкие линии рисунка, близкого по характеру к контурной черни на металлических изделиях. Таким образом, майоликовая плитка из Галича совсем не похожая на поливные плитки с Борисо-Глебского дворца и Белгородского храма. Плитки из Приднепровья никогда не имели рельефов и расписывались лишь непрозрачными поливами.
Особый интерес составляет расписанная эмалью двух цветов плитка, найденная в старинном Галиче. На ней в четырехугольной узенькой рамке помещены изображения грифона в профиль (на фрагменте не хватает нижней части с лапами зверя). Гладенькое поле плитки покрыто эмалью темно-вишневого цвета, на фоне которого контрастно выступает рельефный светло-желтый силуэт грифона, рамка и растительный орнамент. Клюв грифона широко раскрыт — птица будто кричит. Растительный орнамент заполняет переднюю и верхнюю части плитки. Это — волнистая ветвь, которая идет от груди грифона и, поднимаясь кверху, заканчивается над ее головой. Рельефный эмалевый рисунок, который по своему характеру напоминает контурную чернь на украшениях из металла XII столетия, — это то новое, что галичские мастера внесли в искусство декоративной керамики давней Руси»[19].
Стрелецкий бунт
Стрелецкий бунт 1682 г., или «Хованщина», как его часто именуют по имени главных участников движения князей Хованских, было сложным и запутанным явлением. С одной стороны, в этих событиях нашла выражение борьба боярских группировок – «партий», по выражению одного из современников. С другой стороны, это движение было разновидностью город ...
Государственный строй
В процессах становления и развития государственного аппарата франков можно выявить три главных направления. Первое направление, особенно характерное для начального этапа (V-VII вв.), проявилось в перерождении органов племенной демократии франков в органы новой, публичной власти, в собственно государственные органы. Второе - определялось ...
Стеклоделие
О древне русском стеклоделии пишет опять-таки использованая уже ранее в данной работе «Археология СССР», а т. к. литературы по данному вопросу немного, обращаемся опять к этому источнику.
«Русское стеклоделие, зародившееся в начале XI в, а в XII-XII вв. достигло значительного развития. В начале XI в. появилась масса стеклянных бус разн ...