Недолгая история нэпманов представляет собой сложный, многогранный процесс, который протекал в русле социально-экономического и политического развития страны. На основе анализируемых в работе материалов, можно сделать вывод, что социальная группа нэпманов концентрировала в себе наиболее активных и предприимчивых членов общества. По своей численности нэпманы являлись лишь малой частью городского населения, между тем их влияние на общество было чрезвычайно велико.
Нэпманы не были ни экономическим классом, ни сословием, ни профессиональной корпорацией. Механизм формирования социальных связей между членами этой группы был сложнее. Человек являлся нэпманом в трех случаях: если он владел определенной собственностью, если занимался определенными видами деятельности и, если имел соответствующий законодательно определенный статус. Наличие тройной связи между членами группы обуславливало ее сплоченность.
Степень консолидации частных предпринимателей, однако, не стоит переоценивать. Внутри этой социальной группы существовало несколько слоев: так называемые "нэпманы-акулы", нэпманы-середняки и нэпманы-уголовники. Отношения между ними нельзя назвать хорошими. Внутренние конфликты ослабляли частных предпринимателей.
Социальная группа нэпманов формировалась из совершенно разных людей, различавшихся по социальному происхождению, по национальной и профессиональной принадлежности и культуре. Общим было только то, что все эти люди имели опыт предпринимательской деятельностью и обладали незаурядными интеллектуальными и волевыми качествами.
О незаурядных качествах частных предпринимателей свидетельствует тот престиж, которым они пользовались в обществе, несмотря на тщетные попытки властей принизить их социальный статус.
Большинство нэпманов относилось к тому типу людей, которые одинаково неплохо чувствуют себя в любые времена и при любых условиях. Они сумели занять достаточно высокие позиции в социальной иерархии как общества 20-х, так и общества 30-х. После окончания НЭПа многие частные предприниматели стали работать на руководящих должностях на государственных и кооперативных предприятиях, быстро адаптировавшись к новым условиям. Данный факт также говорит в пользу незаурядности этих людей. Причем эта незаурядность выглядит особенно рельефно на фоне огромного количества так называемых "бывших", то есть дворян, офицеров, царских чиновников, многих представителей интеллигенции, так и не сумевших найти свое место в послереволюционном обществе.
Несмотря на весьма неоднородный состав, нэпманам удалось очень быстро сплотиться в полноценную социальную корпорацию. Частные предприниматели уже в начале 20-х годов отчетливо осознавали общность своих интересов, выработали собственную систему ценностей и противопоставляли себя остальному населению.
Формирование социальной группы нэпманов в столь сжатые сроки объясняется тяжелейшими условиями, в которых частным предпринимателям приходилось жить и работать. Враждебное отношение государства и части общества способствовало консолидации нэпманов.
Для защиты своих интересов частные предприниматели создали многочисленные корпоративные союзы, главнейшими из которых были рыночные комитеты, секции частной промышленности и торговли при товарных биржах и общества взаимного кредита. Это свидетельствует о высокой степени организованности социальной группы нэпманов. В своей оппозиции государству нэпманы никогда не переходили определенных границ. Они ни в коем случае не были революционной группой и стремились к улучшению своего положения только в рамках советского строя.
Скульптура и живопись
В послемаурийскую эпоху сложились местные школы скульптуры. Наиболее известными являются школы Гандхары (Северо-Запад Индии), региона Матхуры (центральная часть Северной Индии) и одной из областей Декана (школа Амаравати).
Расцвет гандхарской школы, формировавшейся под сильным влиянием эллинистического и римского искусства, относится к ...
Земельный вопрос
«Русская правда» предполагала полную отмену крепостного права.
Вместе с тем решение вопроса о земле было компромиссным. Пестель определил, что половина пахотной земли должна выполнять социальную функцию предотвращения бедности, для чего она должна находиться в общинной собственности. А вторую половину земельного фонда планировалось ост ...
Воинские ценности и культурные идеалы
Рыцарство жило войной и неудивительно, что в культурных текстах эпохи война предстает в качестве самоценности. Известный трубадур эпохи Бертран де Борн оставил немало сирвент, воспевающих войну:
Ради чего весною ранней
Расцветают повсюду
Цветы и травы?
Чтобы дать всем знать:
Пришел славный сезон войны
Или же:
Мир мне не в сладост ...