Альберт Эйнштейн


Эйнштейн Альберт (1879-1955), физик-теоретик, один из основателей современной физики.
 

Северная война


Северную войну (1700-1721) Россия вела в союзе с Данией, Саксонией и Речью Посполитой (Польшей) против Швеции.

Франкское государство


Франкское государство было одним из крупнейших в раннесредневековой Европе.
 

История Киева


Первые поселения на территории современного Киева возникли от 15 до 20 тысяч лет тому назад.
 


Заключение
Страница 1

Материалы » Просвещение в Туркестане в конце XIX-начале XX вв. » Заключение

Таким образом, на основании предложенного здесь материала, можно сделать следующий вывод, что развитие исторической науки и национальной литературы сдерживалось отсутствием разветвленной системы народного образования в Кыргызстане.

Ещё в первой половине XIX в. на юге Кыргызстана стали возникать чисто конфессиональные школы: мектебы и медресе, в северных районах они появились во второй половине XIX в. Как и в средневековье, обучение в мектебах по буквослогательному методу сводилось к чтению Корана, других религиозных книг, отрывков из произведений классиков восточной литературы, письму на арабском языке, простейшему счету. Окончившие эту школу имели право продолжить учебу в медресе - высшей конфессиональной школе в мусульманском Востоке.

Здесь учащиеся изучали мусульманское религиозное и гражданское право, науку исчислений, медицину, арабский язык.

Устройство и содержание медресе обеспечивалось за счет доходов вакфов, т. е. земель принадлежащих мечетям. Вакф представлялся в виде дара или по завещанию. Его выпускники в основном являлись служителями мечетей и учителями (муллами) мектебов. Но из их среды наиболее способные и пробивные занимали должность мударриса - преподавателя медресе, казия - судьи-толкователя мусульманского права и муфтия - высшего мусульманского духовного лица, имевшего право выносить решения по религиозным и религиозно-юридическим вопросам.

В 1914 г. в Ошском уезде действовало 88 медресе с 1176 учащимися (на севере Кыргызстана их почти не было, только в городе Пржевальске имелось одно медресе при малой узбекской мечети с 45 учащимися), 229 мектебов с 3,2 тыс. учащимися, и в том числе женских 33 с 511 учащимися. К концу 1912 г. в 28 волостях Пржевальского уезда функционировало 128 мектебов с более чем 2,3 тыс. учащимися (в их числе 42 девочки), а в 21 Кыргызской волости Пишпекского уезда соответственно 59 и 1,3 тыс. В районах с кочевым населением обучение детей проходило традиционно в обычных юртах. Начиная с 1901 г. представители татарской интеллигенции организовывают новометодные школы на территории Кыргызстана, в которых наряду с вероучением изучались общеобразовательные дисциплины. Обучение грамоте велось на татарском, казахском, узбекском языках с помощью букварей. Преподавание отвечало классовым интересам зарождавшейся мусульманской буржуазии. Такие школы возникли в Пишпеке, Токмаке, Пржевальске, Чон-Кемине, Куртке (Ак-Талинского района), в местностях Туура-Суу Тонской волости, Кайнар, Джети-Огуз, Джумгале, Кара-Булак, Куланакской долины. В этих школах обучались дети кыргызской знати. После присоединения Кыргызстана к России местные власти приступили к организации в крае начальных школ разного типа для детей переселенцев. Первая начальная школа была открыта в 1870 г. в г. Токмаке, в 1874 г. в г. Пржевальске, в 1876 г. в г. Оше, и др. Затем в 1884 г. стали появляться церковно-приходские школы, которых насчитывалось в то время 23 с 1,5 тыс. учащимися. 3 октября 1884г. в Кара-Кунузском поселении (около г. Токмак) была открыта первая школа русско-туземного типа. Уже к октябрю 1917 г. на кыргызской земле работало 16 русско-туземных школ с охватом 750 учащихся, в их числе 56 девочек. По содержанию учебной программы они были отнесены к низшему типу русских начальных школ. В некоторых школах действовали подготовительные отделения. В двухсменной школе по окончанию обычного курса русско-туземных школ дети ещё в течение 2-х лет изучали русский язык, арифметику, географию и естествознание в общем объеме установленной программы, а в «туземном классе» продолжали зубрёжку арабских текстов и основ мусульманского вероисповедания. До революции на территории Кыргызстана действовало только одно среднее учебное заведение - Пишпекская мужская гимназия и два неполных средних учебных заведения - Пишпекская и Пржевальская женская прогимназии, 107 школ (в т.ч. 103 начальные), в которых обучались 7041 человек из них 574 кыргыза. Знания им давали 216 учителей. В составе учащихся всех учебных заведений преобладали дети царских чиновников, русских кулаков, торговцев, бай-манапов. Высших и среднеспециальных учебных заведений не было вообще. По данным переписи 1897 года, грамотность населения Кыргызстана составляла 3,1 % в том числе у кыргыз 0,6 % на основании предложенного здесь материала, можно сделать вывод, что основанные в Кыргызстане после его присоединения к России школьные учреждения и профессиональные училища стали важными источниками проникновения русского языка в среду учащихся из числа кыргызской молодежи и представителей других национальностей. Это дало им в дальнейшем возможность узнать посредством русского языка сокровища мировой культуры. В основном эти школьные учреждения держались за счет добровольного пожертвования городского и сельского населения, в массе своей часто даже не состоятельного, но понимавшего необходимость светского образования и знаний «русской грамоты» и русского языка.

Страницы: 1 2


Принятие Хлодвигом христианства
Важнейшим событием правления Хлодвига стало его крещение. Этому предшествовал брак короля с бургундской принцессой Клотильдой, истовой католичкой, хотя официальной религией бургундской династии было арианство. Клотильда сразу же стала убеждать мужа принять крещение. Хлодвиг выжидал, пока новый бог покажет, чего стоит его сила. Колебания ...

Богатство и щедрость в рыцарском сознании
Литература рыцарской среды выявляет органичную связь понятий чести, могущества и богатства. Чем сильнее и могущественнее рыцарь, тем, как правило, он и богаче. Богатство являлось знаком не только могущества, но и удачливости. Именно поэтому в "Песне о Нибелунгах" основная коллизия рыцарской эпопеи разворачивается вокруг темы к ...

Предпосылки и причины гражданской войны
После Октябрьской революции сложилась напряжённая социал-политическая ситуация, Приступая к грандиозному преобразованию России, большевики нуждались в спокойствии на внешних границах. 26 октября (8 ноября) был принят Декрет о мире. « Справедливым или демократическим миром, которого жаждет подавляющее большинство истощенных, измученных и ...