Альберт Эйнштейн


Эйнштейн Альберт (1879-1955), физик-теоретик, один из основателей современной физики.
 

Северная война


Северную войну (1700-1721) Россия вела в союзе с Данией, Саксонией и Речью Посполитой (Польшей) против Швеции.

Франкское государство


Франкское государство было одним из крупнейших в раннесредневековой Европе.
 

История Киева


Первые поселения на территории современного Киева возникли от 15 до 20 тысяч лет тому назад.
 


Заключение
Страница 1

Материалы » Просвещение в Туркестане в конце XIX-начале XX вв. » Заключение

Таким образом, на основании предложенного здесь материала, можно сделать следующий вывод, что развитие исторической науки и национальной литературы сдерживалось отсутствием разветвленной системы народного образования в Кыргызстане.

Ещё в первой половине XIX в. на юге Кыргызстана стали возникать чисто конфессиональные школы: мектебы и медресе, в северных районах они появились во второй половине XIX в. Как и в средневековье, обучение в мектебах по буквослогательному методу сводилось к чтению Корана, других религиозных книг, отрывков из произведений классиков восточной литературы, письму на арабском языке, простейшему счету. Окончившие эту школу имели право продолжить учебу в медресе - высшей конфессиональной школе в мусульманском Востоке.

Здесь учащиеся изучали мусульманское религиозное и гражданское право, науку исчислений, медицину, арабский язык.

Устройство и содержание медресе обеспечивалось за счет доходов вакфов, т. е. земель принадлежащих мечетям. Вакф представлялся в виде дара или по завещанию. Его выпускники в основном являлись служителями мечетей и учителями (муллами) мектебов. Но из их среды наиболее способные и пробивные занимали должность мударриса - преподавателя медресе, казия - судьи-толкователя мусульманского права и муфтия - высшего мусульманского духовного лица, имевшего право выносить решения по религиозным и религиозно-юридическим вопросам.

В 1914 г. в Ошском уезде действовало 88 медресе с 1176 учащимися (на севере Кыргызстана их почти не было, только в городе Пржевальске имелось одно медресе при малой узбекской мечети с 45 учащимися), 229 мектебов с 3,2 тыс. учащимися, и в том числе женских 33 с 511 учащимися. К концу 1912 г. в 28 волостях Пржевальского уезда функционировало 128 мектебов с более чем 2,3 тыс. учащимися (в их числе 42 девочки), а в 21 Кыргызской волости Пишпекского уезда соответственно 59 и 1,3 тыс. В районах с кочевым населением обучение детей проходило традиционно в обычных юртах. Начиная с 1901 г. представители татарской интеллигенции организовывают новометодные школы на территории Кыргызстана, в которых наряду с вероучением изучались общеобразовательные дисциплины. Обучение грамоте велось на татарском, казахском, узбекском языках с помощью букварей. Преподавание отвечало классовым интересам зарождавшейся мусульманской буржуазии. Такие школы возникли в Пишпеке, Токмаке, Пржевальске, Чон-Кемине, Куртке (Ак-Талинского района), в местностях Туура-Суу Тонской волости, Кайнар, Джети-Огуз, Джумгале, Кара-Булак, Куланакской долины. В этих школах обучались дети кыргызской знати. После присоединения Кыргызстана к России местные власти приступили к организации в крае начальных школ разного типа для детей переселенцев. Первая начальная школа была открыта в 1870 г. в г. Токмаке, в 1874 г. в г. Пржевальске, в 1876 г. в г. Оше, и др. Затем в 1884 г. стали появляться церковно-приходские школы, которых насчитывалось в то время 23 с 1,5 тыс. учащимися. 3 октября 1884г. в Кара-Кунузском поселении (около г. Токмак) была открыта первая школа русско-туземного типа. Уже к октябрю 1917 г. на кыргызской земле работало 16 русско-туземных школ с охватом 750 учащихся, в их числе 56 девочек. По содержанию учебной программы они были отнесены к низшему типу русских начальных школ. В некоторых школах действовали подготовительные отделения. В двухсменной школе по окончанию обычного курса русско-туземных школ дети ещё в течение 2-х лет изучали русский язык, арифметику, географию и естествознание в общем объеме установленной программы, а в «туземном классе» продолжали зубрёжку арабских текстов и основ мусульманского вероисповедания. До революции на территории Кыргызстана действовало только одно среднее учебное заведение - Пишпекская мужская гимназия и два неполных средних учебных заведения - Пишпекская и Пржевальская женская прогимназии, 107 школ (в т.ч. 103 начальные), в которых обучались 7041 человек из них 574 кыргыза. Знания им давали 216 учителей. В составе учащихся всех учебных заведений преобладали дети царских чиновников, русских кулаков, торговцев, бай-манапов. Высших и среднеспециальных учебных заведений не было вообще. По данным переписи 1897 года, грамотность населения Кыргызстана составляла 3,1 % в том числе у кыргыз 0,6 % на основании предложенного здесь материала, можно сделать вывод, что основанные в Кыргызстане после его присоединения к России школьные учреждения и профессиональные училища стали важными источниками проникновения русского языка в среду учащихся из числа кыргызской молодежи и представителей других национальностей. Это дало им в дальнейшем возможность узнать посредством русского языка сокровища мировой культуры. В основном эти школьные учреждения держались за счет добровольного пожертвования городского и сельского населения, в массе своей часто даже не состоятельного, но понимавшего необходимость светского образования и знаний «русской грамоты» и русского языка.

Страницы: 1 2


Соляные промыслы
В тесной связи с начавшейся интенсивной колонизацией развивались промыслы и торговля. Важнейшими из них были соляной и рыбный промыслы. Нижневолжские соляные месторождения известны с середины 16 века. Уже тогда астраханскую соль "нагребали" и возили на казенных монастырских и купеческих судах по Волге и её притокам в центральн ...

Раскол коалиции
Несмотря на масштабы кровопролития, движение иракского сопротивления не в состоянии добиться главной цели — вынудить США вывести войска из Ирака. Учитывая то, что военная служба в США осуществляется по контракту, американское общественное мнение фактически не в состоянии заставить правительство пойти на вывод войск — особенно после того ...

Справочная информация
Славянофилы, представители одного из направлений русского общества и философской мысли 40-50-х гг. XIX в., выступившие с обоснованием самобытного пути исторического развития России, принципиально отличного от пути западноевропейского. Самобытность России, по мнению славянофилов, - в отсутствии в ее истории классовой борьбы, в русской по ...