Альберт Эйнштейн


Эйнштейн Альберт (1879-1955), физик-теоретик, один из основателей современной физики.
 

Северная война


Северную войну (1700-1721) Россия вела в союзе с Данией, Саксонией и Речью Посполитой (Польшей) против Швеции.

Франкское государство


Франкское государство было одним из крупнейших в раннесредневековой Европе.
 

История Киева


Первые поселения на территории современного Киева возникли от 15 до 20 тысяч лет тому назад.
 


Политика СССР в Европе на рубеже 20-30-х годов

Материалы » Внешняя политика СССР в 30-е годы XX века » Политика СССР в Европе на рубеже 20-30-х годов

В 1929 г. министр иностранных дел Франции Бриан выдвинул проект объединения Европы в «пан-Европу». По французскому проекту, «пан-Европа» должна была стать средством поддержания мира и преодоления экономического кризиса. В СССР и в Германии проект Бриана расценили как попытку обеспечить французскую гегемонию в Европе. Переговоры о «пан-Европе», состоявшиеся в 1930-1931 гг., успехов не имели.

Основу советской политики в Европе на рубеже 20-30-х годов составлял курс на поддержание установленных в Рапалло дружественных отношений с Германией. Сталин и его окружение еще со времен гражданской войны рассматривали Атланту как главного врага, а Германию как возможного союзника. Не случайно Сталин характеризовал план Дауэса как «Американо-французский план ограбления Германии». При этом в СССР весьма опасались перехода Германии на антисоветские позиции. Нарком иностранных дел М.М. Литвинов в 1929 г. предупреждал: «В Германии имеются лица, группы, организации и даже партии, которые ставят своей целью радикальные изменения политики Германии в сторону антисоветских махинаций». В 1931 г. СССР и Германия продлила договор 1926 г. о ненападении и нейтралитете.

Основные направления советской внешней политики конца 20-х – начала 30-х гг. разрабатывались под непосредственным руководством Сталина и были одобрены VI конгрессом Коминтерна в 1928 году. На этом конгрессе проявились противоречия в области международных отношений между Сталиным и Бухариным, который в то время был одним из руководителей ИККИ (Исполкома Коминтерна). Если Бухарин предлагал сосредоточить внимание коммунистов на обеспечении единства рабочего движения, то сталинская точка зрения сводилась к тому, что в связи с угрозой глобального экономического кризиса международная напряжённость достигла своего предела, и эту ситуацию необходимо использовать для укрепления коммунистического движения. Исходя из этого сталинские предложения, которые и были одобрены конгрессом, сводились к следующему:

- отказаться от любого сотрудничества с социал-демократами, которые рассматривались как главные враги рабочего класса;

- бороться против реформистских влияний в среде рабочего класса и создавать новые профсоюзы, подконтрольные только коммунистам;

- очищать коммунистические партии от всех не согласных с генеральной линией Коминтерна.

В практике деятельности Коминтерна после VI конгресса утвердился термин "социал-фашизм", который отражал концепцию Сталина о сближении в перспективе социал-демократии и фашизма. В своём выступлении на XVI съезде ВКП(б) в 1930 г. он заявил, что мировой экономический кризис перерастает в кризис политический, который влечёт за собой нарастание угрозы новой войны и подъём революционного движения. Степень революционности любой коммунистической партии оценивалась теперь в зависимости от того, насколько безоговорочно она готова была защищать Советский Союз как первое в мире государство рабочих и крестьян, а не в соответствии с принципом международной солидарности трудящихся.

С учетом этих факторов в 1933 г. Советское правительство определило новые задачи своей внешней политики:

1) отказ от участия в международных конфликтах, особенно имеющих военный характер;

2) признание возможности сотрудничества с демократическими западными странами для сдерживания агрессивных устремлений Германии и Японии (политика «умиротворения»);

3) борьба за создание системы коллективной безопасности в Европе и на Дальнем Востоке.

Тезисы о нарастании противоречий в капиталистическом мире и о постоянной внешней угрозе для СССР играли важную роль в развитии внутриполитической ситуации. При этом в начале 30-х гг. советское руководство стремилось избегать конфликтов и провокаций, поскольку страна находилась в процессе глубочайших преобразований. В связи с этим усилия советской дипломатии были направлены на расширение и урегулирование отношений с другими государствами. В свою очередь, крупнейшие капиталистические страны были заинтересованы в сотрудничестве с СССР, который рассматривался как огромный потенциальный рынок. А рост экстремизма националистического толка в Германии, целью которого был отказ от условий Версальского договора, создавал базу для сотрудничества между всеми европейскими державами, стремившимися сохранить послевоенный status quo. В 1932 г. Советский Союз заключил пакты о ненападении с Финляндией, Латвией, Эстонией, Польшей. Предусматривалось взаимное ненападение, нейтралитет в случае агрессии третьих держав, неучастие сторон в направленных друг против друга коалициях и союзах. В ноябре 1932 г. был подписан советско-французский договор о ненападении, что знаменовало заметное улучшение двусторонних отношений. Такой шаг Франции диктовался, в первую очередь, ростом реваншистских и милитаристских настроений в Германии, где к власти рвался Гитлер.


Швейцарский поход Суворова
Путь Суворова Лежал в район Цюрихского озера. Там находилась главная французская армия в Швейцарии под командованием генерала Массенб. Она располагалась напротив корпуса Римского-Корсакова. Суворов спланировал свой маршрут так, чтобы нанести удар во фланг и тыл Массенб. Русский полководец предполагал использовать традиционный для него п ...

Конфессиональные школы и их роль в просвещении Туркестанского края и Кыргызстана в конце XIX - начале ХХ вв.  Мектебы
Первые исторические сведения о мектебе и медресе относятся к VIII в. По данным В.В. Бартольда, у мусульман с момента утверждения ислама были известны два типа школ: - начальная школа и медресе - высшая духовная школа. Мектеб - в буквальном смысле означает «место, где пишут». Медресе, как место, где проводили лекции знатоки ислама, возн ...

Новометодные школы
Капиталистический путь развития России, политические события в стране во второй половине XIX в и особенно в ХХ в. привели в движение все слои общества и дали небывалый толчок развитию политической и культурной жизни. В это время татарская национальная буржуазия Поволжья и Крыма решила стать просветителем «своих» туркестанских единоверце ...