Кормленщики. Система кормлений. Значение кормлений.
Земли, не приписанные к княжескому дворцу, частновладельческие и черные, входили в круг местного управления. Это управление находилось в руках наместников и волостелей. Значительные княжества делились на административные округа, называвшиеся уездами. Уезд состоял из города и сельских обществ, называвшихся волостями, в которых стоял сотский или староста и станами. Центром волостного управления была волостная канцелярия – казна (столец), которая решала мелкие судебные дела. Интересы князя в волости представлял дворский. Стан - та же сельская волость, только пригородная, ближайшая к уездному городу, находившаяся в окологородьи, как выражаются документы. Впрочем, и обширные волости делились на станы, как и обширные станы - на волости.
Наместник правил городом и подгородными станами; волости управлялись волостелями, которые обыкновенно ни в чем не зависели от наместника своего уездного города; только в некоторых уездах наместнику принадлежал суд по важнейшим уголовным делам, случавшимся в волостях его уезда. Правительственная деятельность областных управителей ограничивалась собственно делами полицейскими и судебными, раскрытием преступлений, преследованием преступников и судом по делам уголовным и гражданским. Наместники и волостели правили с помощью подчиненных им агентов: тиунов, творивших суд их именем, доводчиков, вызывавших на суд, и праветчиков, чинивших исполнение по судебным приговорам: доводчики некоторыми своими функциями напоминают наших судебных следователей, а праветчики - судебных приставов. Тиуны, доводчики и праветчики - не государственные чиновники: обыкновенно это были дворовые люди, холопы наместников и волостелей. Главною целью удельного областного управления было извлечение доходов из управляемого округа. В этом смысле должность областного управителя называлась кормлением: управитель кормился на счет управляемых в буквальном смысле этого слова. Содержание его состояло из кормов и из пошлин. Кормы были въезжий, единовременный, и ежегодные постоянные, именно: рождественский, петровский и в некоторых местах великоденский - "на велик день". Въезжий корм вносили при въезде управителя на кормление, при самом вступлении его в должность: кормленщик получал на въезд от горожан и сельских людей, "что кто принесет". Кормы рождественский и другие праздничные точно определялись грамотами уставными, какие давались целым округам, или жалованными - отдельным кормленщикам на жалуемые им в кормление округа. Эти кормы разверстывались по сохам. Соха - податная единица. Подобные же кормы, только в уменьшенных размерах, шли волостелям, тиунам и прочим подчиненным агентам управления. Таким образом, корм – это особый местный сбор, взимавшийся в определенном постоянном размере. Другим, не менее распространенным источником дохода для кормленщиков были пошлины. Пошлины были: 1) судебные, которые составляли или известный процент (например, 10% с суммы иска), или противень против исцова, т. е. пеню с виноватого, равнявшуюся сумме самого иска; 2) таможенные - с продаваемых товаров; 3) свадебные, взимавшиеся при выдаче замуж обывательницы в пределах округа или за его пределы: в первом случае кормленщик получал свадебный убрус (платок), во втором - выводную куницу (мех).
Наместничества давались обыкновенно более знатным служилым людям, боярам, волостельства - людям менее родовитым из слуг вольных. Не всем наместникам предоставлялась одинаковая компетенция: были наместники «с судом боярским» и «без боярского суда»; первые решали дела по холопству (укрепление и освобождение) и уголовные окончательно; другие – обязаны были отсылать их к докладу в Москву.
Кормление – это не вознаграждение за правительственный труд, а награда за службу придворную и военную, какая лежала на служилом человеке и отправлялась безвозмездно: управление городом или волостью не считалось службой. Кормления отвечали господствовавшему тогда натуральному хозяйству и служебному положению служилых людей, как и их общественным понятиям.
Главное значение наместничьево управления заключалось в приведении провинции в связь с государством, а не во внутреннем управлении провинцией. Для последней цели в каждом уезде была своя выборная система органов самоуправления, такая же как и в 1-м периоде: сотские и старосты, которые, как правило, осуществляли местное управление, именно управление, а не получение кормов.
Сельский социум в 60-80-е годы.
Период 60-80-х интересен с точки зрения соотношения декларировавшихся реформаторских задач социальной политики в аграрной сфере и результатов её реализации.
В качестве основы переустройства быта села выдвигалось достижение успехов в укреплении экономики колхозов и совхозов. Попытка осуществить прорыв в развитии села связана с реформами ...
Новый рулевой СССР. Конец эпохи сталинизма.
5 марта 1953 года умер Сталин. Отсутствие надежного, легитимного механизма передачи власти вызвало длительный ее кризис, острую борьбу за обладание, ею. В период сталинского правления партия, которая тогда официально определяла развитие общества, на деле была во многом оттеснена исполнительными, прежде всего репрессивными органами, а ре ...
НЭП - время расцвета потребительской кооперации
В годы нэпа часть предприятий розничной торговли, отобранных у частника, постепенно передавались потребительским и другим видам кооперативов. Но одновременно государство расширяло и свой сектор в сфере торговли и услуг - крупные оптовые предприятия, оптово- розничные универмаги, такие как ГУМ и ЦУМ, фабрики - кухни.
К концу 1926 г. ...