Альберт Эйнштейн


Эйнштейн Альберт (1879-1955), физик-теоретик, один из основателей современной физики.
 

Северная война


Северную войну (1700-1721) Россия вела в союзе с Данией, Саксонией и Речью Посполитой (Польшей) против Швеции.

Франкское государство


Франкское государство было одним из крупнейших в раннесредневековой Европе.
 

История Киева


Первые поселения на территории современного Киева возникли от 15 до 20 тысяч лет тому назад.
 


Реформа политической системы в СССР (1987-1990 гг.). Новые структуры государственной власти.

Материалы » Исторический ход перестройки » Реформа политической системы в СССР (1987-1990 гг.). Новые структуры государственной власти.

Вскоре после начала перестроечных изменений стало ясно, что меры принимаемые руководством партии и страны, недостаточны. Ими нельзя заставить работать изжившую себя систему. В определенной мере это нашло признание в речи М. С. Горбачева на январском пленуме ЦК КПСС 1987 Г.:

« .мы видим, что изменения к лучшему происходят медленно, дело перестройки оказалось более трудным, причины накопившихся в обществе проблем - более глубокими, чем это представлялось нам раньше. Чем больше мы углубляемся в работу по перестройке, тем яснее становятся ее масштабность и значение, выявляются все новые нерешенные проблемы, оставшиеся в наследие от прошлого».[1]

Было принято решение пойти на серьезные изменения в политическом строе страны. На пленуме ЦК КПСС в январе 1987 г. были поставлены задачи «дальнейшей демократизации советского общества», «совершенствования советской избирательной системы», выборов руко­водителей разных рангов на альтернативной основе. Отмечалась также необходимость «разработки правовых актов, гарантирующих гласность», выдвижения на руководящую работу беспартийных. Борьба за политическую реформу, методы ее проведения развернулась на XIX Всесоюзной партийной конференции, летом 1988 г. К этому времени активизировались противники перестройки. Тем не менее, подавляющее большинство делегатов было вынуждено признать кризисное состояние страны, необходимость проведения дальнейших реформ. Сказались также отсутствие у партийцев самостоятельного мышления, привычка повиноваться высшему руководству, которое в это время было нацелено на преобразования.

1 декабря 1988 г. Верховный Совет СССР принял два закона: «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) СССР» и «О выборе народных депутатов СССР».

Заседания съезда должны были проводиться один раз в год. На нем избирался Верховный Совет СССР как постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган. Верховный Совет состоял из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Они были равны по своему численному составу и равноправны. Съезд народных депутатов ежегодно должен был обновлять пятую часть Верховного Совета.

Второй закон определял порядок выборов народных депутатов СССР. Новые законы имели целый ряд серьезных недостатков. Противоречило принципам демократии избрание одной трети народных депутатов от общественных организаций. Этим нарушалось положение: «один избиратель - один голос». Теперь руководители и активисты общественных организаций могли иметь несколько голосов на выборах, то есть проголосовать как граждане-избиратели, а также как члены общественных организаций и творческих союзов. Депутаты оказывались в неравном положении: одни прошли всенародные выборы в упорной борьбе со своими соперниками, другие получили мандат депутата от тех или иных организаций. Например, «красная сотня» - 100 депутатов от КПСС - была избрана на пленуме ЦК партии в январе 1989 г.

Большое количество депутатов, два органа - Съезд и Верховный Совет-все это делало структуру высших органов государственной власти громоздкой, неуклюжей и, в конечном счете, неэффективной. Подобная структура была создана специально, с тем, чтобы руководству легче было манипулировать депутатами, чтобы при необходимости блокировать деятельность демократически настроенных депутатов, прежде всего голосами тех, кто получил мандаты от общественных организаций.

Несмотря на недостатки новых законов, положенная ими политическая реформа явилась значительным шагом вперед на пути к освобождению советского народа от тоталитаризма, пут однопартийной системы, от формальных выборов без выбора, в которых участвовал один кандидат, предложенный коммунистической партией.


Причины поражения революции
Во время подавления контрреволюционного мятежа вновь ярко выявилась революционная активность народных масс, показавшая, что возможен новый подъем революции. Это встревожило как иранское правительство, так и иностранные державы — Англию и царскую Россию. Стремление окончательно подавить революцию толкало Англию и царизм к усилению интерв ...

Зарождение феодальных отношений. Первые государственные образования на территории Польши
После раздела империи Карла Великого между его внуками (Верденский договор 843 г.) в столице восточных франков — расположенном на Дунае городе Регенсбурге — появилось «Описание городов и областей к северу от Дуная». Его анонимный автор, которого сегодня называют Баварским географом, используя известия более раннего времени, а также сооб ...

Ход военных действий в Семилетней войне 1756–1763 гг.
Семилетняя война 1756–1763 гг. – одна из крупнейших войн XVIII в. между коалициями основных европейских держав за гегемонию в Центральной Европе. Возникла в результате столкновения агрессивной политики Пруссии с интересами Австрии, Франции и России, а также колониального соперничества между Великобританией и Францией. Пруссия стремилась ...