Альберт Эйнштейн


Эйнштейн Альберт (1879-1955), физик-теоретик, один из основателей современной физики.
 

Северная война


Северную войну (1700-1721) Россия вела в союзе с Данией, Саксонией и Речью Посполитой (Польшей) против Швеции.

Франкское государство


Франкское государство было одним из крупнейших в раннесредневековой Европе.
 

История Киева


Первые поселения на территории современного Киева возникли от 15 до 20 тысяч лет тому назад.
 


К вопросу о причинах распада СССР

Материалы » СССР и холодная война » К вопросу о причинах распада СССР

Национальное развитие – исключительно длительный процесс, тесно связанный с общемировым и региональным развитием. История государств и народов, как и прежде, не стоит на месте, спираль цивилизации находиться в постоянном движении, продолжает закручиваться. Мощные национальные процессы в современном мире, в том числе на территории бывшего СССР лишь уточняют эти ориентиры.

Через индоевропейские древности, через создание родоплеменных структур, через образование мощных союзов племён, затем первых государств на огромных территориях от Атлантики до Урала прошли нынешние европейские народы, в том числе и народы бывшего СССР. Но на западе Европы эти процессы протекали в силу ряда причин намного раньше и глубже, чем на Востоке Европы. Разница в создании государственности в три-четыре столетия не могла не отразиться на национальных процессах.

Одновременно с созданием государственности происходит экономическое, социальное, культурное развитие, идёт этническая и полиэтническая консолидация людей. Национальный фактор является одним из доминант и составных частей этого процесса.

Прежде чем современные развитые западные государства встали на путь создания гражданского общества, каждое из них в течение многих столетий многократно самоопределялось и самоутверждалось, занимало своё, только ему присущее место в мировой истории. Этот процесс был труден и драматичен. По этому же пути национальной «суверенизации» шла и Россия, кровью и потом добывшая себе место под солнцем, но так и не создавшая гражданского общества.

Почти все крупные европейские народы, в том числе и русский, прошли стадию создания национальных, централизованных государств, ставших шагом вперёд и на пути к формированию гражданского общества. Но Запад и Восток проходили эти этапы в совершенно разное время и в разных геополитических, экономических и внешнеполитических условиях.

Пройдя этот путь, Западная Европа к концу XIX и в начале XX вв. предстала как система сложившихся национально-единых государств. Создание национальных государств шло рука об руку с их этническим и государственным самоопределением и самоутверждением.

На Востоке Европы лишь к XX веку возобладала тенденция, разрывающая старые средневековые рамки, государственные границы. Это объяснялось не только общей экономической, культурной и политической отсталостью, но и специфическими государственно-этническими процессами – мощными инонациональными вторжениями из Азии на протяжении многих веков.

Практически до середины XX века Россия (СССР) формировалось как многонациональное государство, поглощая огромные инонациональные народы. Всё это сопровождалось крупными миграциями народов в рамках единого государства, размыванием прежних этнических территорий, оттеснением коренных народов, мощными ассимиляционными процессами, утратой или ослаблением родных языков малыми народами, их экономическим и национальным порабощением, небрежением к среде их обитания. В рамках огромного унитарного государства народы России не имели возможности реализовывать историческое чувство самовыражения. В России так и не сложилось гражданское общество, где бы проявилось и самоутвердилось самосознание различных народов на основе высокоразвитой экономики, современных социальных отношений, демократии.

К 1917 г. народы России пришли с невостребованными этническими претензиями. Этнические проблемы в Советской России всегда были подчинены жестоким идеологическим классовым постулатам. Следствием этого и стала сталинская модель создания СССР с последующим воспроизведением сущности старой многонациональной империи.

Однако исторические процессы вопреки идеологическим установкам партии работали на развитие национального самосознания и национального движения. Налицо было, с одной стороны, всяческое попрание национальных чувств и прав, а с другой – возникновение, пусть и варварских, условий для их формирования, причём на весьма отсталой в экономическом и культурном смысле почвы.

Задолго до распада СССР стали закладываться основы будущих националистических режимов, сдобренных коммунистическо-тоталитарной идеологией, с тайным устремлением партийно-хозяйственной номенклатуры к овладению государственной собственностью, к реальному, открытому, а не тайному богатству.

Как только тоталитарные обручи стали разжиматься, неутолённое национальное чувство стало рваться наружу. Это не могло не вызвать этнические конфликты. Национальные чувства были обострены социально-экономическими неурядицами, явным обеднением народов, крахом старых идеологических догм, который вызвал глубокие психологические потрясения. Национальную стихию развязывает и низкий уровень культуры народов.

Подводя итоги, автор утверждает, что лишь экономический прогресс, расцвет подлинной демократии, создание хотя бы основ гражданского общества, резкий подъём культуры, образования способны вдохнуть современную жизнь в национальные процессы, доставшиеся нашему обществу от прошлой истории человечества.