ГУЛАГ в экономической и политической жизни страны.
Страница 2
С 1943 г. на помощь советским заключённым стали поступать немецкие, итальянские, румынские, венгерские и другие военнопленные. Начиная с 1943 г. управление лагерей широко использовало труд военнопленных на производстве целого ряда наркоматов.
Но особенно сурово партийное руководство подходило к советским военнопленным. С конца 1941 г. стали создаваться спецлагеря НКВД, переименованные в 1945 г. в проверочно-фильтрационные лагеря (ПФЛ). В 1946 г. они влились в систему ГУЛАГа. В тяжёлом положении оказались бывшие военнослужащие Красной Армии, попавшие в плен и служившие в немецкой армии. Они высылались на спецпоселение сроком на 6 лет.
В первые послевоенные годы наблюдается резкое ужесточение карательной политики. 1947-1948 гг. отмечены изданием ряда необычайно жестоких и безнравственных указов, как тайных, так и гласных. 15 апреля 1947 г. советское правительство издало указ о запрещении браков между гражданами СССР и иностранцами. 4 июня 1947 г. был издан указ «Об уголовной ответственности за хищение государственного имущества».
Пропаганда никому не позволяла ни на минуту усомниться в справедливости советского суда, никто не смел подставить под сомнение гуманность советского правительства.
К числу традиционных для советского тоталитарно государства можно отнести указ от 9 июня 1947 г. «Об ответственности за разглашение государственной тайны и за утрату документов, содержащих государственную тайну».
В указах и постановлениях сталинской поры не всегда можно найти какую-то экономическую или политическую целесообразность, пример тому указ от 21 февраля 1948 г. о «повторниках».
В соответствии указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 ноября 1948 г. все выселенцы были переведены на спецпоселение навечно, без права возврата их на прежние места жительства; за самовольный выезд из мест обязательного поселения наказанием была каторга сроком на 20 лет.
После смерти Сталина о выселенных народах стали хлопотать не только сами репрессированные, но и их земляки, оставшиеся на воле. Но уже с 1 апреля 1954 г. дальнейшее рассмотрение заявлений спецпереселенцев о о снятии с учёта было прекращено.
Отмена смертной казни развязала руки уголовному миру, превратив тем самым существование сотен тысяч узников ГУЛАГа в настоящий кошмар. В лагерях с первых лет их существования реальная власть над заключёнными принадлежала воровскому миру. После 1947 г. лагерные убийства стали носить массовый характер. Тысячи заключённых, не находя защиты у местного начальства, рассылали письма во все инстанции, моля о помощи и поддержке. Реакция властей на попавшие в их поле зрения письма, как правило, была следующей: формальная проверка, поиск жалобщика, по мере необходимости – наказание лагерных служащих (от 2 суток домашнего ареста до трибунала). Вывод по результатам проверки был всегда одинаков: «…не соответствует действительности».
В начале 1950-х годов обстановка в лагерях обострилась настолько, что власти были вынуждены принять срочные меры. 30 апреля 1954 г. была восстановлена смертная казнь за умышленное убийство.
Во второй половине 40-х – начале 50-х годов советская система концлагерей достигает своего апогея. Это проявляется не только в значительном росте числа заключённых, но в той экономической роли, которую начинает играть ГУЛАГ в послевоенные годы.
В целом управленческая структура ГУЛАГа отличалась громоздкостью аппарата и взаимным переплетением функций некоторых отделов. По мере развития хозяйственной деятельности МВД в его структуре появлялись всё новые и новые производственные подразделения.
Хозяйственный и общественный строй восточных славян
География расселения восточно-славянских племен во второй половине I тыс. н.э. нашла отражение в «Повести временных лет». В VI−VIII вв. восточные славяне для защиты от внешней угрозы объединяются в территориальные союзы племен: поляне (средний и верхний Днепр); кривичи (бассейн Западной Двины); словене (Ильмень, Волхов); дреговичи ...
Ведизм, джайнизм,
индуизм - основы духовной культуры индийского ареала
Отличительная особенность древнеиндийской культуры состоит в том, что она не знает имен (или они малодостоверны), поэтому в ней стерто индивидуально-творческое начало. Отсюда и крайняя хронологическая неопределенность ее памятников, датируемых иногда в диапазоне целого тысячелетия. Рассуждения мудрецов сконцентрированы на морально-этиче ...
Славянофилы и религия
Говоря о формировании русской нации, можно выделить два исторических момента, сыгравших наиболее существенную роль в этом процессе. Речь идет, во-первых, о принятии христианства в его византийской форме и, соответственно, построении культуры по греко-ближневосточному образцу и, во-вторых, о постепенном смещении акцентов в сторону западн ...