Введение
Науки пользуют везде:
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.
М.Ломоносов
Эпоха Петра Великого – эпоха огромного перелома в жизни России. Петровские преобразования положили начало новому этапу в развитии русской культуры. В результате петровских реформ происходит слияние двух культур – западноевропейской и русской. Русская культура впитывает в себя достижения европейских мастеров. В России появляются новые виды искусств (скульптура, светская живопись, театр), получают развитие научные знания в области естественных и точных наук.
Происходит серьезная перестройка системы образования. Образование принимает сугубо светский характер. Происходит соединение обучения с практикой. Армия, флот, бурно развивающаяся промышленность, государственный аппарат испытывают большую потребность в специалистах. В первой четверти XVIII века появляются новые типы учебных заведений – специальные.
Весьма сложным является вопрос, существовал ли четкий план реформ. Некоторые авторы «почвеннического» толка (современные «славянофилы») утверждают, что Петр с малых лет попал под западное влияние и на протяжении всей с маниакальным упорством стремился к насаждению западных порядков.
Противоположная точка зрения наиболее ярко была высказана в конце XIX в. известным историком П.Н.Милюковым. Он утверждал, что у Петра не было четкого замысла реформ, и они проводились от случая к случаю, в силу практической необходимости, главным образом – под влиянием нужд длительной Северной войны. Возможно, сформулировать следующий компромиссный подход: у Петра были некоторые общие подходы (главное – усиление мощи России и ее «европеизация»). Это и составляет основное содержание реформ. Но конкретные направления реформ формировались постепенно, о чем говорит и динамика, последовательность преобразований.
Российское образование не просто реформировано Петром, оно создано им. В настоящей работе будут рассмотрены особенности и основные направления петровских реформ. Высшие учебные заведения, созданные по указу Петра I, Навигацкая и Пушкарская школы, отражают все особенности образовательного процесса того времени. Рассмотрение этих особенностей поможет лучше понять сущность реформаторской деятельности Петра.
Возникновение партизанской борьбы в Ираке
До начала вторжения ожидалось, что иракская армия окажет стойкое сопротивление войскам международной коалиции. Этого, однако, не произошло — за исключением некоторых очагов сопротивления, которые были подавлены сравнительно легко, американские и британские части быстро установили контроль над территорией Ирака.
Иракским силам сопротивл ...
Ясско-Кишинёвская
операция (август 1944 год)
В 1943 году и весной 1944 года советская армия освободила большую часть СССР. В марте 1944 года успешно завершились наступательные операции 1- го, 2- го, 3- го Украинских фронтов, в ходе которых были уничтожены большие группировки германских войск. 26 марта советские войска вступили в северо-восточную часть Румынии, а в начале апреля вы ...
Предпосылки восстания 1863 г. «Белые» и «красные»
Оживление польского освободительного движения было связано с ситуацией в России. Поляки надеялись, что реформы , обещанные Александром II, распространятся и на Царство Польское. Отмена военного положения, объявление амнистии узникам и ссыльным, разрешение создать Земледельческое общество не удовлетворили поляков, рассчитывавших на бoльш ...