Введение
Науки пользуют везде:
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.
М.Ломоносов
Эпоха Петра Великого – эпоха огромного перелома в жизни России. Петровские преобразования положили начало новому этапу в развитии русской культуры. В результате петровских реформ происходит слияние двух культур – западноевропейской и русской. Русская культура впитывает в себя достижения европейских мастеров. В России появляются новые виды искусств (скульптура, светская живопись, театр), получают развитие научные знания в области естественных и точных наук.
Происходит серьезная перестройка системы образования. Образование принимает сугубо светский характер. Происходит соединение обучения с практикой. Армия, флот, бурно развивающаяся промышленность, государственный аппарат испытывают большую потребность в специалистах. В первой четверти XVIII века появляются новые типы учебных заведений – специальные.
Весьма сложным является вопрос, существовал ли четкий план реформ. Некоторые авторы «почвеннического» толка (современные «славянофилы») утверждают, что Петр с малых лет попал под западное влияние и на протяжении всей с маниакальным упорством стремился к насаждению западных порядков.
Противоположная точка зрения наиболее ярко была высказана в конце XIX в. известным историком П.Н.Милюковым. Он утверждал, что у Петра не было четкого замысла реформ, и они проводились от случая к случаю, в силу практической необходимости, главным образом – под влиянием нужд длительной Северной войны. Возможно, сформулировать следующий компромиссный подход: у Петра были некоторые общие подходы (главное – усиление мощи России и ее «европеизация»). Это и составляет основное содержание реформ. Но конкретные направления реформ формировались постепенно, о чем говорит и динамика, последовательность преобразований.
Российское образование не просто реформировано Петром, оно создано им. В настоящей работе будут рассмотрены особенности и основные направления петровских реформ. Высшие учебные заведения, созданные по указу Петра I, Навигацкая и Пушкарская школы, отражают все особенности образовательного процесса того времени. Рассмотрение этих особенностей поможет лучше понять сущность реформаторской деятельности Петра.
Царская
власть и положение храмов
В нововавилонское время царское хозяйство не имело большого удельного веса в экономике страны и ведущая роль принадлежала храмовым и частновладельческим хозяйствам. Однако, по-видимому, не существовало четкого разграничения государственной и дворцовой собственности. Поэтому все государственные доходы, так же как и доходы с царских владе ...
Вступление на престол
Взойдя на престол, Екатерина II постаралась осуществить программу преобразований в экономической и политической жизни России. В течении шести месяцев правления Петра 3 отношения Екатерины с мужем продолжали ухудшаться. Возникла угроза ее ареста и возможной высылки. В ночь на 1762 года, когда император находился в Ораниенбауме, Екатерина ...
Финансовая реформа
Министр финансов С.Ю. Витте продолжил традиции своих предшественников: М.X. Рейтерна, Н.X. Бунге, И.А. Вышнеградского. Однако его подход к делу имел существенное отличие. С. Ю. Витте удалось убедить Николая II в необходимости последовательной экономической программы развития промышленности, индустриализации экономики. Поэтому все дейс ...