Введение
Науки пользуют везде:
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.
М.Ломоносов
Эпоха Петра Великого – эпоха огромного перелома в жизни России. Петровские преобразования положили начало новому этапу в развитии русской культуры. В результате петровских реформ происходит слияние двух культур – западноевропейской и русской. Русская культура впитывает в себя достижения европейских мастеров. В России появляются новые виды искусств (скульптура, светская живопись, театр), получают развитие научные знания в области естественных и точных наук.
Происходит серьезная перестройка системы образования. Образование принимает сугубо светский характер. Происходит соединение обучения с практикой. Армия, флот, бурно развивающаяся промышленность, государственный аппарат испытывают большую потребность в специалистах. В первой четверти XVIII века появляются новые типы учебных заведений – специальные.
Весьма сложным является вопрос, существовал ли четкий план реформ. Некоторые авторы «почвеннического» толка (современные «славянофилы») утверждают, что Петр с малых лет попал под западное влияние и на протяжении всей с маниакальным упорством стремился к насаждению западных порядков.
Противоположная точка зрения наиболее ярко была высказана в конце XIX в. известным историком П.Н.Милюковым. Он утверждал, что у Петра не было четкого замысла реформ, и они проводились от случая к случаю, в силу практической необходимости, главным образом – под влиянием нужд длительной Северной войны. Возможно, сформулировать следующий компромиссный подход: у Петра были некоторые общие подходы (главное – усиление мощи России и ее «европеизация»). Это и составляет основное содержание реформ. Но конкретные направления реформ формировались постепенно, о чем говорит и динамика, последовательность преобразований.
Российское образование не просто реформировано Петром, оно создано им. В настоящей работе будут рассмотрены особенности и основные направления петровских реформ. Высшие учебные заведения, созданные по указу Петра I, Навигацкая и Пушкарская школы, отражают все особенности образовательного процесса того времени. Рассмотрение этих особенностей поможет лучше понять сущность реформаторской деятельности Петра.
Второй кризис потребительской кооперации и его преодоление.
На 1 октября 1923 г. 19224 потребительских общества объединили 5,26 млн. человек и располагали 26660 магазинами и лавками.
И всё - таки после проигрыша в конкуренции с частной торговлей в начале нэпа. Центросоюз и потребкооперация пережили второй кризис. Его причиной явились «ножницы цен» - большое расхождение цен на промышленные и се ...
Этапы присоединения Северного Кавказа к России. Политика Ивана III и Ивана IV по отношению к
Северному Кавказу.
Вопрос о присоединении Северного Кавказа к России появляется в XVI - XVII вв. Окрепшее в период правления Ивана III Московское государство с начала XVI века уделяет все большее внимание восточной политике, отношениям с Османской империей, Сефевидским Ираном, Крымским ханством, ставшим с 1475 года вассалом Османской империи, Казанским, А ...
Время расцвета потребительской кооперации. Культурно - просветительская деятельность
В этот период потребительская кооперация как массовая общественно - хозяйственная организация принимала активное участие в осуществлении культурной революции в стране. Члены потребительских обществ, тесно связанные с многомиллионными массами крестьян, проводили большую работу по ликвидации неграмотности среди жителей деревни. К 1928 -19 ...