Введение
Науки пользуют везде:
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.
М.Ломоносов
Эпоха Петра Великого – эпоха огромного перелома в жизни России. Петровские преобразования положили начало новому этапу в развитии русской культуры. В результате петровских реформ происходит слияние двух культур – западноевропейской и русской. Русская культура впитывает в себя достижения европейских мастеров. В России появляются новые виды искусств (скульптура, светская живопись, театр), получают развитие научные знания в области естественных и точных наук.
Происходит серьезная перестройка системы образования. Образование принимает сугубо светский характер. Происходит соединение обучения с практикой. Армия, флот, бурно развивающаяся промышленность, государственный аппарат испытывают большую потребность в специалистах. В первой четверти XVIII века появляются новые типы учебных заведений – специальные.
Весьма сложным является вопрос, существовал ли четкий план реформ. Некоторые авторы «почвеннического» толка (современные «славянофилы») утверждают, что Петр с малых лет попал под западное влияние и на протяжении всей с маниакальным упорством стремился к насаждению западных порядков.
Противоположная точка зрения наиболее ярко была высказана в конце XIX в. известным историком П.Н.Милюковым. Он утверждал, что у Петра не было четкого замысла реформ, и они проводились от случая к случаю, в силу практической необходимости, главным образом – под влиянием нужд длительной Северной войны. Возможно, сформулировать следующий компромиссный подход: у Петра были некоторые общие подходы (главное – усиление мощи России и ее «европеизация»). Это и составляет основное содержание реформ. Но конкретные направления реформ формировались постепенно, о чем говорит и динамика, последовательность преобразований.
Российское образование не просто реформировано Петром, оно создано им. В настоящей работе будут рассмотрены особенности и основные направления петровских реформ. Высшие учебные заведения, созданные по указу Петра I, Навигацкая и Пушкарская школы, отражают все особенности образовательного процесса того времени. Рассмотрение этих особенностей поможет лучше понять сущность реформаторской деятельности Петра.
Принятие Соборного Уложения 1649 года
Начало 17-го столетия характеризуется политическим и экономическим упадком России. В значительной мере этому способствовали войны со Швецией и Польшей, закончившиеся поражением России в 1617 году.
После подписания мирного договора в 1617 году со Швецией Россия потеряла часть своих территорий - побережье Финского залива, Карельский пере ...
Причины войны
В конце XVII века молодой и деятельный русский царь Петр I решил отвоевать у Швеции берега Балтийского моря. Издавна русские владели теми землями, что простирались за Ладожским озером. Строились ладьи, купцы плавали за море в иные края и возили туда русский мед, лен, пеньку и многие другие товары. Однако в XVI—XVII веках в ходе длительн ...
Возможные концепции присутствия
В свете вышесказанного первый вызов, стоящий перед Католической Церковью в России сегодня, - не поддаваться искушению воспринимать себя как "этническую" Церковь. То есть как Церковь для "нерусских". Никогда нельзя сводить Церковь к этническому аспекту. Этнический аспект отнюдь не может служить основанием для церковно ...