Общественный строй Ацтеков
Общество ацтеков делилось на социальные группы. В городе существовали социальные кварталы ремесленников. Над всеми стоял тлакатекутли - "владыка всех людей". Он осуществлял верховную власть - военную, политическую и религиозную. Его окружала свита государственных чиновников, военных вождей и жрецов. Все они принадлежали к аристократам - пилли ("дети господ") и обладали определенными привилегиями, например освобождались от налогов.
Основную часть населения составляли земледельцы и ремесленники - масехуали, или свободные общинники. Ремесленники селились в специальных кварталах - ювелиров, составителей мозаик, камнерезов, мастеров по украшениям из перьев, строителей, гончаров и т.д.
Большую группу населения составляли рабы - тлатлакотин, подвергавшиеся принудительному труду. Ими становились военнопленные и преступники попавшие в рабство должники (до тех пор, пока не отработают долга), а также бедняки, продавшие себя или своих детей, и те, кто был изгнан из общин. Испанский солдат Диас сообщает, что невольничий ряд на главном рынке был не меньше лиссабонского рынка рабов. Рабы носили ошейники, прикрепленные к гибким жердям. Рабов использовали на строительстве больших сооружений, дворцов и храмов, а также в качестве ремесленников, носильщиков, прислуги, музыкантов.
На покоренных землях военачальники в качестве трофеев получали в свою собственность данников, положение которых напоминало положение крепостных крестьян - тламайти (буквально - земельные руки).
Ацтекская столица Теночтитлан делилась на четыре района (меикаотлъ) со старейшинами во главе. Каждый из этих районов делился на пять кварталов - калъпулли. Кальпулли первоначально были патриархальными родами, а объединявшие их мей-каотли - фратриями. Существовала домашняя община - сенкалли, большая патриархальная семья в несколько поколений.
Земля, принадлежавшая целому племени, была разделена на участки, каждый из которых обрабатывала домашняя община. Кроме того, при каждом селении были земли, выделенные для содержания жрецов, военачальников, и особые "военные земли", урожай с которых шел на снабжение воинов. Земля обрабатывалась совместно, но при вступлении в брак мужчина получал надел в личное пользование. Наделы, как и вся земля общины, были неотчуждаемы.
Необычайно интересным является законодательство ацтеков. Так, например, пьянство считалось тягчайшим преступлением и каралось смертью. За кражу, а особенно за кражу кукурузы с поля, тоже грозила смерть или же в некоторых случаях - пожизненная неволя. Смертью карали также чернокнижников и прелюбодеев, а клеветникам отрезали губы и уши. Но наряду с этим существовали л гуманные законы. Так, например, ребенок, родившийся от связи свободного гражданина с рабыней, считался свободным и должен был быть взят на воспитание отцом. Беглый раб, которому удалось укрыться в королевском дворце, сразу же обретал свободу.
Степан Павлович Рябушинский (1874 – 1942)
Родился к купеческой старообрядческой семье династии Рябушинских. Окончил Московскую практическую академию коммерческих наук. Управлял торговой частью семейной фирмы — Товарищества П.М. Рябушинского с сыновьями. Был одним из совладельцев банкирского дома братьев Рябушинских, с 1912 года членом совета созданного на его основе Московского ...
Словенские земли во второй половине XIX - начале XX
в.
После революции 1848-1849 гг. капиталистические отношения в словенских землях получили дальнейшее развитие. Несмотря на то, что помещики продолжали владеть большей частью земли, крестьяне были освобождены от феодальной зависимости и стали собственниками обрабатываемых земель. Постепенно в деревне возникли предпосылки для формирования се ...
Деятельность Мадзини
Поражение революционного движения 1821-1831 годов оказало существенное влияние на новое поколение политиков, взошедших на политическую сцену. Дело в том, что представители нового поколения долгое время жили в изгнании за границей и поддерживали связь с деятелями освободительного движения в Европе. Они старались понять, чем была спровоци ...