Попытки обновления общества во второй половине 80-х - начале 90-х годов
Страница 1
С середины 80-х годов произошел переход истории советского общества в принципиально новое качество. Новая эпоха, начало которой было положено в марте-апреле 1985 года, получила наименование «перестройки». Научных оценок этих событий пока еще достаточно немного. Сторонники перемен обуславливают события объективными причинами, противники считают, что эти меры были искусственными, проведенными посредством иностранного влияния или даже при участии потусторонних сил. В этой связи необходимо отметить, что экономика советского общества к середине 80-х годов действительно вступила в предкризисное состояние: абсолютное господство плановой системы тормозило перевод народного хозяйства на рельсы научно-технической революции, производство развивалось в условиях преобладания в ряде отраслей ручного труда, низкой производительности. Эти проблемы были осознаны руководством страны задолго до 1985 года (в частности, руководством Ю.В. Андропова). Первые два года перестройки были периодом возврата к прежним андроповским планам экономических реформ, с определенными коррективами, внесенными новым главой государства - М.С. Горбачевым. Преобразования в экономике были затем дополнены реформированием политической сферы. Ученые в настоящее время сходятся во мнении, что у руководства страной отсутствовала четкая концепция преобразований, стратегия реформ. Первоначально Горбачев заявил, что все делается для укрепления социализма, не собираясь менять основу советского государства, однако фактически политика демократизации не только привела к крушению советского режима, но и обернулась развалом самого государства - Советского Союза.
В истории перестройки можно условно выделить три этапа:
1) март 1985 - январь 1987 - период экономических реформ, разрабатывающихся в рамках традиционных механизмов хозяйствования. Главным принципом было объявлено «ускорение социально-экономического развития», разрабатываются планы по схеме директивного планирования;
2) 1987 - 1988 гг. Лейтмотивом периода стали решения январского пленума ЦК КПСС, на котором заявляется о намерении партии радикально демократизировать общество и внутрипартийную жизнь. Данные решения были дополнены резолюциями XIX партконференции (июнь 1988 г.), направленными на создание гражданского общества;
3) 1989 - 1991 гг. Период размежеваний и расколов в лагере перестройки, ознаменовавшийся резким изменением соотношения сил в пользу радикальных реформаторских группировок. Кризис политики Горбачева приводит к неудавшейся попытке консерваторов предотвратить распад СССР.
Официальной датой отсчета перестройки можно считать апрельский пленум ЦК КПСС 1985 года. Согласно решениям пленума, предполагалось осуществить техническое перевооружение и модернизацию производства, ускоренное обновление, прежде всего, машиностроительной отрасли. В дополнении к этим мерам руководство приняло несколько скороспелых решений, в частности, усиление борьбы с пьянством. Несмотря на некоторые достижения, экономический эффект от этих мер был отрицательным: снизились поступления в бюджет, теневая экономика быстро удовлетворяла спрос на алкогольные напитки. В целом, в 1985-1986 гг., реформирование осуществлялось с применением обычных схем государственного управления (пытались, к примеру, повысить ответственность предприятий за выполнение договоров, вводили госприемку продукции), однако ускорить социально-экономическое развитие посредством этих мер не удалось. К середине 1987 года относится новый этап экономических преобразований, - расширяются права предприятий: часть из них переводится на хозрасчет, самоуправление. Правительство намеревалось ввести договорные цены на некоторую продукцию. В целом, руководство стремилось сформировать экономическую структуру, характеризующуюся функционированием рыночных механизмов в рамках командно-административной системы. При этом роль министерств и ведомств оставалась ведущей. Предприятию навязывали потребителя. Свобода производственной деятельности рассматривалась по остаточному принципу (цены в основном устанавливались сверху). Все же частичная децентрализация производства дала некоторые положительные результаты: показатели советской экономики несколько возросли, в том числе на 5 % в сельском хозяйстве. Необходимо отметить, что данные результаты в значительной степени определялись ростом инвестиций и одновременно сопровождались увеличением бюджетного дефицита (в 1986 году он вырос почти втрое). Отсутствие реальных сдвигов в экономическом развитии и уже проявляющийся финансовый кризис привели руководство Горбачева к мысли о необходимости более радикальных экономических реформ. Выход из тупика виделся политической элитой в легализации частной собственности. Еще в конце 1986 года выходит закон об индивидуальной трудовой деятельности (ИТД), в мае 1988 г. - закон о кооперации (здесь разрешалось использовать наемный труд). Колхозники получили возможность создавать арендные и подрядные коллективы. В 1990 году правительство издает закон о малых предприятиях: данные предприятия имели определенный юридический статус, получали в рамках большого предприятия определенную самостоятельность. В том же году выходит закон об аренде, согласно которому трудовой коллектив мог брать в аренду свое предприятие.
Прорыв блокады
Подготовка к операции по прорыву блокады проводилась в глубокой тайне.
Наступило 12 января 1943 года. В 9 утра над лесами, над широкой, крепко скованной льдом Невой, над всем передним краем господствовало тишина.
Десятки тысяч наших воинов в полной готовности уже напряженно отсчитывали оставшиеся до атаки минуты, но строжайшая военная ...
Помощь по ленд-лизу
Поистине неоценимой для нас явилась помощь США в виде ленд-лиза - передачи взаймы военной техники, оружия, боеприпасов, снаряжения, стратегического сырья и продовольствия. Всего СССР получил материальных ресурсов на сумму 9,8 миллиардов долларов.
Эти поставки, безусловно сыграли важную роль в разгроме общего врага.
Производство самоле ...
Великое Княжество Познанское, Галиция и Краковская республика
Оказавшееся в составе Пруссии Великое княжество Познанское вскоре со всей силой испытало на себе германизаторскую политику, проводившуюся прусскими властями на польских землях. Права познанского сейма были ограничены. Выражавший интересы шляхты и немецких поселенцев, сейм состоял из трех курий - рыцарской, т.е. шляхетской, городской и с ...