Образование и науа второй половины XIX в
Страница 1
Эпоха Освобождения дала сильный толчок культурному развитию России. Втягивание в рыночные отношения широких слоев крестьянства со всей остротой поставило вопрос о начальном народном образовании. Это вызвало невиданный прежде рост числа сельских и городских школ. Промышленность, транспорт и торговля предъявляли все более широкий спрос на специалистов со средним и высшим образованием. Значительно выросли ряды интеллигенции. Ее духовные запросы вызывали рост книгоиздательского дела, подымали тиражи газет и журналов. На этой же волне шло развитие театра, живописи, других искусств.
Развитие образования. Наследием крепостной эпохи был крайне низкий уровень грамотности народа. Даже в Петербурге в конце 60-х гг. доля неграмотных (за исключением детей до 7 лет) составляла 44%. В Москве по переписи 1871 г. неграмотных оказалось 55%. В губернских городах этот процент повышался до 60 — 70%, в уездных — до 70—80%, в деревне грамотность была редким явлением.
Положение улучшалось по мере развития земской школы. Увеличивалось количество и городских школ. Несколько позднее, с 80-х гг. стала расширяться сеть церковно-приходских школ. Во многих городах действовали воскресные школы для взрослых, содержавшиеся за счет энтузиастов-просветителей.
В конце 90-х гг. XIX в. начальное образование в сельской местности охватило несколько миллионов учащихся. Однако высокий прирост населения осложнял задачу ликвидации неграмотности. К концу XIX в. всего лишь около четверти населения России было грамотно.
Во второй половине XIX в. обрели собственную письменность некоторые народы Поволжья (мари, мордва, чуваши и др.). Важную роль в ее создании сыграли православные миссионеры. Стали выходить книги на языках народов Поволжья, открылись национальные школы, появилась местная интеллигенция.
По вопросу о среднем образовании велась длительная борьба между сторонниками реального и классического направлений. Первые настаивали на расширении преподавания естественных наук и современных иностранных языков. Вторые считали необходимым сохранить ориентацию на изучение классической древности как основы европейской культуры. Верх одержали сторонники классического направления, опиравшиеся на консервативных министров народного просвещения Д.А.Толстого и И.Д. Делянова.
Основой среднего образования стала классическая гимназия, в значительной мере оторванная от запросов современной жизни.
В конце XIX в. В России действовало 180 мужских гимназий.
С 1862 г. появились женские гимназии. К концу века их число дошло до 142.
Только выпускники мужских гимназий имели право поступать в университеты. В 80-90-е гг. правительство старалось ограничить допуск в гимназии выходцев из простого народа. Печальную известность приобрел циркуляр Делянова «о кухаркиных детях», в котором не рекомендовалось принимать в гимназии «детей кучеров, прачек, мелких лавочников и т. п.».
Наряду с гимназиями существовали мужские реальные училища, ориентированные на средние слои населения. Здесь в большем объеме преподавались физика, химия, новые языки. Выпускники реальных училищ допускались к поступлению в высшие специальные учебные заведения. Реальных училищ было меньше, чем гимназий. В целом же лишь небольшая часть молодых людей, в основном из обеспеченных слоев, получала среднее образование.
Продолжался рост высшей школы. Число студентов университетов с 1862 г. до середины 90-х гг. увеличилось втрое и составило 17 тыс. человек. 22 июля 1888 г. открылись двери Томского университета. Тем самым было положено начало высшего образования в Сибири.
Арабо-мусульманские источники о древних тюрках
Описание народа al-Madjghariyya также встречается в Tabai al hауаwan (514/1120 гг.), написанную иранским ученым Sharaf al Zaman Tahir al Marwazi. Анализ текста показывает, что в период до 889-92 гг. Хунгары обитали в южных степях России, между Доном (Dune, в тексте иранца Ibn Rosteh) и Atil (Идель прим. Автора) Etul (Don?). Описание стр ...
Причины политического и экономического кризиса в России на рубеже XVI –
XVII вв.
На рубеже XVI и XVII вв. Московское государство переживало тяжёлый и сложный кризис, морально-политический и социально-экономический. Положение двух основных классов московского населения – служилых и «тяглых» людей – и раньше не было лёгким; но в конце XVI в. положение центральных областей государства значительно ухудшилось.
С открыти ...
Стечкин Игорь Яковлевич
Тульская земля дала миру немало замечательных конструкторов-оружейников. Среди них удивительный человек и талантливый инженер Игорь Яковлевич Стечкин.
Он родился 15 ноября 1922г. в г. Алексине Тульской губернии в семье врача. В 1935г. семья Стечкиных переехала в Тулу на Косую Гору, где он окончил среднюю школу и в 1941г. поступил на ор ...