Альберт Эйнштейн


Эйнштейн Альберт (1879-1955), физик-теоретик, один из основателей современной физики.
 

Северная война


Северную войну (1700-1721) Россия вела в союзе с Данией, Саксонией и Речью Посполитой (Польшей) против Швеции.

Франкское государство


Франкское государство было одним из крупнейших в раннесредневековой Европе.
 

История Киева


Первые поселения на территории современного Киева возникли от 15 до 20 тысяч лет тому назад.
 


«Социальное государство» в Германии. «Социальное государство»: сущность и принципы
Страница 1

Материалы » Реформирование социального государства в Германии » «Социальное государство» в Германии. «Социальное государство»: сущность и принципы

В настоящей части нашего изложения мы остановимся на теоретических основах «Социального государства», постараемся выделить основные принципы и сущность этой концепции.

Согласно одному из определений - «социальное государство» это политическая система, в которой каждому гражданину гарантирован достойный уровень жизни и широкий набор социальных благ. Теория «социального государства» предполагает, что социальные гарантии обеспечиваются путём государственного регулирования экономики (прежде всего, крупного бизнеса) и налоговой политикой[1].

Стремление к «социальному государству» характерно для социал-демократических партий ряда государств. Упоминания о «социальном государстве» содержатся в Конституциях ряда зарубежных стран, как то: Германии (с 1949 г.), Франции (с 1958 г.), Швейцарии (с 1972 г.), Греции (с 1973 г.) и т.д. В 90-е данный процесс затронул и ряд других государств, включая Российскую Федерацию (с 1993 г.). В настоящее время большинство развитых стран в той или иной степени являются социальными государствами[2].

Для более подробного знакомства с описываемой концепцией, обратимся к истории. Понятие «Социальное государство» было впервые употреблено в 1850 г. знаменитым экономистом Л. фон Штейном (1815 - 1890). Ученый полагал, что идея государства заключается в восстановлении равенства и свободы, в поднятии низших, обездоленных классов до уровня богатых и сильных, что государство должно «осуществлять экономический и общественный прогресс всех его членов, так как развитие одного является условием и следствием развития другого и в этом смысле мы говорим об общественном или социальном государстве»[3]. Идеи социальных реформ Л. Штейна, а также некоторых его последователей и оппонентов (например, А. Вагнера), нашли поддержку среди различных организаций немецкого рабочего движения, и практически сразу после появления этих идей была сделана первая попытка осуществления некоторых социальных реформ в Германии. В 1883 году было введено пособие по безработице, в 1884 году – страхование от несчастных случаев, в 1889 году – элементы пенсионного обеспечения трудящихся. Примеру Германии в начале XX века последовали Швеция, Соединенное королевство, Италия, в которых также были введены аналогичные социальные гарантии[4].

В дальнейшем, на протяжении XX века, Германия была своего рода лидером, в практике формирования моделей «Социального государства», так отдельные моменты, последнего, были видны уже во времена «Веймарской республики», а наиболее полно практическое развитие этих идей началось с 1949 года. Однако о становлении и развитии «Социального государства» в Германии, мы поговорим в дальнейшем нашем изложении. Сейчас нам важно то, что опыту Германии последовали другие страны. Мощный толчок для этого дали «Великая депрессия» и Вторая мировая война и как следствие в 50-е годы в Швеции, Германии, Великобритании и других странах Европы к власти пришли социал-демократы, которые стали реализовывать концепции «социального государства» на практике.

Расцвет социального государства в ХХ веке совпадает с совершенствованием структурного разделения между обществом и государством, а главной сферой регулирования взаимодействия государства и общества является установление оптимального соотношения между производством и распределением. Наиболее полно концепция «социального государства» была реализована в условиях Канады, Голландии, Новой Зеландии, а также Швеции и Финляндии.

Если резюмировать мнения зарубежных и российских ученых, а также практику закрепления принципа «социального государства» в Конституциях большинства современных государств, то можно прийти к выводу, о том, что социальное государство представляет собой особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности. Социальное государство знаменует высокий уровень сближения целей и гармонизации отношений государственных институтов и общества[5].

В то же время «социальное государство» не есть устоявшаяся, статичная модель, а развивающаяся система, а значит, имеет свои внутренние противоречия. Отражением этих противоречий и проблем стала широкая дискуссия о кризисе социального государства и его будущем, развернувшаяся в зарубежной прессе и научной литературе в 80-90-е годы[6]. Практической базой для теоретических дискуссий стали следующие исторические реалии: разрушение системы «Варшавского договора» и как следствие крушение социалистических систем в странах Восточной Европы; объединение ГДР и ФРГ, что привело к экономическим сложностям вызванных «освоением» правительством ФРГ новых «восточных» земель[7]; расширение Европейского союза: все эти сдвиги обнажили всю сложность взаимодействия государства и общества и выявили главное противоречие «социального государства», а именно – противоречие между расширяющейся социальной политикой и экономическим ростом, экономическими трудностями и необходимостью финансирования социальных затрат.

Страницы: 1 2


Ход военных действий в Семилетней войне 1756–1763 гг.
Семилетняя война 1756–1763 гг. – одна из крупнейших войн XVIII в. между коалициями основных европейских держав за гегемонию в Центральной Европе. Возникла в результате столкновения агрессивной политики Пруссии с интересами Австрии, Франции и России, а также колониального соперничества между Великобританией и Францией. Пруссия стремилась ...

Великие географические открытия и их влияние на экономическое развитие ведущих стран Европы
Великие географические открытия европейских путешественников конца 15 в. - середины 17 в. явились следствием бурного развития производительных сил в Европе, роста торговли со странами Востока, нехватки драгоценных металлов в связи с развитием торговли и денежного обращения. Известно, что еще в древности европейцы посетили побережье Аме ...

Отношения с Таиландом
Председатель Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей Ли Пэн в сентябре 2002 года в резиденции премьер-министра встретился с главой правительства Таиланда Таксином Чинаватом. В сердечной и дружественной атмосфере состоялся углубленный обмен мнениями по двусторонним отношениям и другим представляющим взаимный и ...