Альберт Эйнштейн


Эйнштейн Альберт (1879-1955), физик-теоретик, один из основателей современной физики.
 

Северная война


Северную войну (1700-1721) Россия вела в союзе с Данией, Саксонией и Речью Посполитой (Польшей) против Швеции.

Франкское государство


Франкское государство было одним из крупнейших в раннесредневековой Европе.
 

История Киева


Первые поселения на территории современного Киева возникли от 15 до 20 тысяч лет тому назад.
 


Органы внутренних дел Советского государства в период коренной ломки общественных отношений (1930—1941). Органы НКВД РСФСР/СССР
Страница 2

Материалы » Органы внутренних дел Советского государства в 20-е - 30-е годы ХХ века » Органы внутренних дел Советского государства в период коренной ломки общественных отношений (1930—1941). Органы НКВД РСФСР/СССР

Руководство местами заключения, организацией ссылки с принудительными работами и принудительных работ без со­держания под стражей передавалось наркоматам юстиции рес­публик.

После ликвидации наркоматов внутренних дел выполняв­шиеся ими задачи, как отмечалось выше, были распределены между различными ведомствами. В результате сложилась кар­тина, когда основные звенья государственного механизма, при­званные обеспечивать порядок и безопасность, оказались в разных ведомствах. С точки зрения общесоциальных интересов все более явственно обнаруживалась потребность их организа­ционного объединения. Но определяющими началами реорга­низации явились иные обстоятельства: изменения в политической системе и укрепление режима личной власти. Началось за­конодательное оформление командно-административной систе­мы во главе с узкой группой лиц, стоящих на верху партийной и государственной власти. С этой точки зрения образование Наркомата внутренних дел СССР было вполне объяснимым, а для укрепления режима власти — необходимым.

10 июля 1934 г. на основе постановления ЦИК СССР был со­здан союзно-республиканский Народный комиссариат внутренних дел. В подчинение ему передавались органы государственной безо­пасности и милиции. На НКВД СССР были возложены следующие обязанности: обеспечение «революционного порядка и государствен­ной безопасности»; охрана социалистической собственности; запись актов гражданского состояния; пограничная охрана.

Согласно постановлению правительства и приказам Наркомата внутренних дел СССР во всех союзных республиках, кроме РСФСР, были образованы республиканские НКВД. В РСФСР республиканс­кий Наркомат внутренних дел не создавался, здесь был учрежден институт уполномоченного НКВД СССР. В автономных республи­ках, краях и областях были образованы управления НКВД.

Постановлением на НКВД СССР возлагалось:

а) обеспечение революционного порядка и государственной безопасности;

б) охрана общественной (социалистической) собственности;

в) запись актов гражданского состояния; г) пограничная охрана.

В соответствии с этим в составе НКВД СССР были образованы подразделения:

а) Главное управление государственной безопасности (ГУГБ);

б) Глав­ное управление рабоче-крестьянской милиции (ГУРКМ);

в) Главное управление пограничной и внутренней охраны;

г) Главное управле­ние пожарной охраны;

д) Главное управление исправительно-трудо­вых лагерей и трудовых поселений;

е) Отдел актов гражданского состояния;

ж) Административно-хозяйственное управление.

В последнем из названных работало более половины всех со­трудников центрального аппарата. Среди отраслевых подразделений самым многочисленным было ГУГБ. В нем было 1410 сотрудников — в 4 с лишним раза больше, чем в ГУРКМ (336 единиц).

В соответствии с пунктом 8 постановления ЦИК СССР от 10 июля 1934 г. при Наркоме внутренних дел СССР было образовано Особое совещание (ОСО). Согласно названному постановлению, ОСО предоставлялось право применять к признаваемым общественно опас­ными лицам, следующие меры наказания:

а) ссылка на срок до 5 лет под гласный надзор в местности, согласно специальному списку;

б) высылка на срок до 5 лет под гласный надзор, с запрещением прожи­вания в столицах союзных республик и крупных городах Союза ССР по специальным спискам;

в) заключение в ИТЛ на срок до 5 лет;

г) высылка за пределы Союза ССР иностранных подданных, «являющихся общественно опасными».

Кроме того, руководствуясь указанным постановлением, Особое совещание могло выносить такие решения как:

а) применение глас­ного надзора по месту постоянного жительства;

б) применение при­нудительного лечения к лицам, признанным невменяемыми;

в) за­чет в наказание срока предварительного заключения;

г) освобожде­ние с прекращением дела.

3 апреля 1937 г. ОСО было предоставлено право применять заключение в ИТЛ сроком до 8 лет.

Указанные меры Особое совещание применяло на основе рас­смотрения следственных дел, поступающих из органов НКВД.

В состав Особого совещания входили заместители наркома внут­ренних дел СССР, уполномоченный НКВД СССР по РСФСР, на­чальник Главного управления рабоче-крестьянской милиции, народ­ный комиссар внутренних дел союзной республики на территории которой возникло дело. На заседаниях Особого совещания присут­ствовал Прокурор СССР или его заместитель.

Решения Особого совещания оформлялись протоколом, который подписывается председателем, членами совещания, секретарем и про­курором.

Подобный орган не являлся чем-то принципиально новым. С первых лет советской власти действовали как органы внесу­дебной репрессии Коллегия ВЧК-ОГПУ, Особое совещание ОГПУ, с 1922 по 1924 г. — Комиссия по административным высылкам при НКВД РСФСР, в 30-е годы — «тройки» в соста­ве первого секретаря ЦК ВКП(б) союзной республики (крайко­ма, обкома), начальника управления НКВД и прокурора соот­ветствующего уровня, а без секретарей партии — «двойки».)

Страницы: 1 2 3 4