Податное сословие
Страница 1
Рядовые люди в Казанском ханстве - крестьяне, ремесленники –назывались кешелэр (люди)[5].
Среди крестьян преобладали лично свободные земледельцы, которые несли повинности в пользу государства и мусульманской мечети. В связи с ростом частного землевладения феодальной аристократии и сойюргалов в Казанском ханстве сформировался слой частновладельческих крестьян за счет лично-зависимых крестьян, обязанных нести повинности в пользу феодала-землевладельца.
Низшей и самой бесправной категорией эксплуатируемых масс являлись «кул» или «чура[6]» . Кул (кол) – по-русски это раб, а чура – чужой зависимый человек. Кул или чура становились главным образом военнопленные, по каким-либо обстоятельством избежавшие рук работорговцев и продажи в далёкие восточные страны. Они работали на полях или имениях феодалов, но могли иметь свой дом и вести своё хозяйство. Некоторые из них становились домашними слугами либо работниками ремесленных мастерских. Следует отметить, что ни крепостная зависимость, ни рабство не нашли юридического оформления в Казанском ханстве. Эти явления социальной жизни относились лищь к чужакам, посягнувшим на суверенитет государства.
Податное население платило в пользу государства, хана и отдельным феодалам разные налоги и пошлины, выполняло повинности. Их можно разделить на три группы: 1) подоходные и поземельные сборы (ясак, харадж, гошур и другие); 2) различные сборы и поставки натурой на содержание войска и государственного аппарата; 3) различные подношения духовенству и чиновникам; 4)поголовные и подымные сборы (салыг, твтун саны). Из них основным был всеобщий налог – ясак.
Как уже было отмечено ранее, Казанское ханство являлось средневековым феодальным государство восточного типа. Во главе государства стоял хан из бывшей династии Джучи. Ханы получали трон по наследству.
Власть хана считалась неограниченною, но она несколько умерялась советом (диван), составленным из важнейших особ. Члены этого совета носили название «карачи». Членами совета карачи являлись представители таких золотоордынских родов, как Ширин, Барын, Аргын, Кипчак, представители феодальной знати и крупных военачальников, а также высшего духовенства. Среди карачи выделялся улу (большой) карачи. Такое название носили князь Булат Ширин – «карача Казанский большой» и его сын Нур Али – «большой карача Казанский». Среди высшего духовенства особое место занимал сеид – глава всех мусульман и мусульманской земли[7].
Поскольку в Казанском ханстве ислам являлся государственной религией, то роль сеида в политической и идеологической жизни общества была огромной. И не случайно в источниках сеид назван вторым лицом государства.
Соединение определённых государственных должностей с принадлежностью к знатнейшим родам составляет характерную черту государственного строя Казанского ханства и даёт повод татарским историкам говорить о феодализме в Казанском ханстве. Несменяемость, пожизненность и наследственность высших административных чинов является важнейшей особенностью государственного строя Казанского ханства.
Таким образом, этот строй характеризуется резко выраженным аристократизмом, отлившийся в чрезвычайно неподвижные, консервативные формы. Замкнутость высшего круга администрации делала государственный аппарат крайне негибким и хрупким. Состав высшего управления, определявшийся, не личными качествами, а происхождением, во многих случаях оказывался недостаточно стойким и энергичным для сопротивления внешним врагам, для проведения крупных реформ. Внутри административного аппарата очевидно тоже возникали трения, вследствие несменяемости высших чинов, и эти трения тормозили нормальный ход государственного управления. Совет карачи имели значение законосовещательного органа, но фактически размеры его влияния варьировались в широком масштабе и находились в тесной зависимости от личного состава совета, политических обстоятельств, личного характера хана и т. д. Значение карачи особенно возрастало в тех случаях, когда хан был малолетним – в такие моменты вся полнота власти сосредоточивалась в руках совета.
Кроме постоянного законосовещательного органа, совета карачи, в Казанском ханстве существовал законодательный орган (учредительный), с более широким составом, созывавшийся в некоторых важнейших случаях государственной жизни, для решения определённых вопросов. Это народное собрание, называемое у татар «курултай[8]». До настоящего времени дошло описание одного из таких собраний, состоявшегося 14 августа 1551года для обсуждения вопроса об избрании на престол хана Щах-Али и об уступке России горной стороны р. Волги. Ввиду исключительных условий момента, осложнявшихся положением внешней политики, собрание происходило не в городе, а под открытым небом, при устье Казанки, на берегу Волги – на границе спорной территории. Обычное же собрание происходило, по всей вероятности, на кремлёвском бугре, и главной мечети или во дворце, а летом, возможно, на открытом воздухе. Состав курултая был следующим: 1) духовенство во главе с Кул-Шерифом, 2) огланы во главе с Худай-Кулом, 3)князья и мурзы во главе с «улу карачи» Нур Али Ширин. Нормальный состав собрания возглавлялся ханом, но в данном случае, вследствие междуцарствия, этого не было.
Вторжение в Малую Азию
Весной 334 г. Александр переправился в Азию с армией, состоявшей из македонцев, иллирийцев, фракийцев и контингентов греческих государств - общей численностью 30000-40000 человек. Местом сосредоточения армии стал город Абидос на Геллеспонте. Сам Александр, переправившись, сначала посетил место, где стояла древняя Троя, и там принес жерт ...
«Если бы Александр не умер тогда…» - одна из гипотез научного мира
относительно построения мирового сообщества
Вавилон, жаркий июнь 323 года до новой эры. Царь Александр болен, и ему становится все хуже - мучимый приступами малярии. он не хочет ни в чем изменить свой обычный нечеловеческий образ жизни. Нескончаемая работа по строительству империи, с краткими перерывами на сон, еду и иногда - буйные пиры для встряски тела и духа - только так долж ...
Досуг нэпманов и их интересы
В предпринимательской среде приличным считалось в свободное время посещать театры. Однако вкусы нэпманов были весьма примитивны. Вот, что писал возмущенный критик о театральных запросах предпринимателей: " .Сегодня подай ему "Ночь любви", завтра – сердцещипательную мелодраму или какого-нибудь из царей Романовых, послезавт ...