Общественный и государственный строй казанского ханства
Страница 1
Титулованная аристократия
Казанское ханство являлось средневековым феодальным государством восточного типа. Верховным собственником земли был хан.
Высшей титулованной аристократией Казанского ханства являлись представители ханской семьи. Жены ханов носили титул «бика» или «ханбика», сыновья – титул «султан», а дочери «ханике». В число высшей титулованной знати входили также эмиры, беки (князья) и мурзы[1].
Эмиры и беки являлись самыми крупными феодалами. Титул Эмира в Казанском ханстве носило не более 4 - 5 человек. Его присваивали главам самых знатных татарских родов Ширин, Барын, Аргын, Кипчак.
Утверждённый в этом звании становился внутри своего рода «князем князей». Они являлись владельцами наследственных земель.
Особенность знати у казанских татар, как и у других турецких народов, составляло то, что титул отца передавался по наследству лишь к старшему сыну, младшие же сыновья не наследовали от отца ни титула, ни привилегий отца.
После эмиров по степени знатности следовали бики: младшие сыновья бика имели титул «мурза» или «мирза» - слово, составленное из персидских «эмир» (князь) и «зада» (сын), т. е. сын князя. Мурзы являлись наиболее многочисленной, основной группой феодалов. Землёй они владели, как правило, на основе сойюргального права, которое состояло в пожаловании земли ханом тому, кто или иному человеку за несение военной или иной службы в пользу государства. Суйюргал – это земельное пожалование, держатель которого обязан был нести со своим войском службу в пользу хана[2].
Состав титулованной аристократии в Казанском ханстве был довольно разнообразным. Сюда вошли, прежде всего, местные болгарские князья, представители старой туземной аристократии, к числу которой принадлежали известные бики Алтун, Галим и Али. Затем влился ряд княжеских крымских родов, пришедших из Крыма вместе Улу Мухаммедом (хан Золотой Орды, впоследствии в 1437г. Изгнанный из неё своим братом Кичи-Мухаммедом, основатель Казанского ханства[3]), например, род эмиров Ширин. Впоследствии состав князей постоянно пополнялся и обновлялся – сюда вливались князья сибирские, ногайские, крымские и т. д.
Местные инородческие князья входили в состав признанной знати. Самые значительные из них были князья Арские, владевшие уделом в Вотской земле, по верховьям р. Казанки; этих князей русские летописи называют по именам Богодана и Эйюба. Число чувашских, черемисских и вотских князей было очень значительно. Предания сохранили имена некоторых черемисских князей (Акпарс, Адай, Полдыш, Ишкэ, Аксаран, Алтыбай и т. д.).
Эмиры, бики и мурзы составляли главный контингент крупных землевладельцев в стране, земельную аристократию, и в качестве таковой являлись одним из важных элементов государственного, общественного и экономического строя Казанского ханства.
Почётное место в государстве принадлежало мусульманскому духовенству. Мусульманство было господствующей религией в Казанском ханстве. На должность главы духовенства всегда избиралось лицо, принадлежавшее к числу сеидов, т. е. потомков пророка Мухаммеда. После хана глава мусульманского духовенства был вторым лицом в государстве. Как правило, он стоял во главе правительства. К числу лиц духовного звания принадлежали шейхи, муллы, имамы, дервиши, хаджи, хафизы, данищменды. Исламское духовенство пользовалось судебным правом на основе шариата, тщательно регламентирующего все стороны жизни верующих. Сила ислама и её официальных представителей в Казанском государстве была такова, что даже хан при встрече с сеидом должен был спешиться и целовать подол его одежды.
“Повесть временных лет”
Первое датированное упоминание о существовании Киева относится к 862 году и не является датой возникновения города. Летописец Нестор в “Повести временных лет” записал народное придание о трех братьях – Кие, Щеке и Хориве, основавших в земле “мудрых и смысленых” полян город и назвавших его в честь старшего брата Киевом. Чтобы рассеять со ...
Процесс эвакуации жителей из столицы.
Действия Милорадовича дали возможность многим тысячам и тысячам жителей покинуть Москву, но не спасло ни арсенала, где “прекрасные новые ружья достались неприятелю”, ни магазинов и складов хлеба, сукон и всякого казенного для армии довольствия. Все это досталось неприятелю.
День и ночь и следующий день бесконечные людские потоки устрем ...
Становление личности Владимира Ильича Ленина. Детство
и молодые годы
Владимир Ильич Ульянов (Ленин) родился 10 апреля (22апреля по новому стилю) 1870 года в городе Симбирске на Волге (теперь это город Ульяновск). Род Ульяновых своими корнями уходит глубоко в русский народ.
Его дед по отцу, Николай Васильевич Ульянов, происходил из крепостных крестьян, сам был крепостным одного из помещиков тогдашней Ниж ...