Альберт Эйнштейн


Эйнштейн Альберт (1879-1955), физик-теоретик, один из основателей современной физики.
 

Северная война


Северную войну (1700-1721) Россия вела в союзе с Данией, Саксонией и Речью Посполитой (Польшей) против Швеции.

Франкское государство


Франкское государство было одним из крупнейших в раннесредневековой Европе.
 

История Киева


Первые поселения на территории современного Киева возникли от 15 до 20 тысяч лет тому назад.
 


Административные реформы

Материалы » Петр I » Административные реформы

С 1708 г. Петр начал перестраивать старые органы власти и управления и заменять их новыми. В результате к концу первой четверти XVIII в. сложилась следующая система органов власти и управления.

Вся полнота законодательной, исполнительной, и су­дебной власти сосредоточилась в руках Петра, который после завершения Северной войны получил титул императо­ра. В 1711 г. был создан новый высший орган исполнитель­ной и судебной власти - Сенат, обладавший и значительны­ми законодательными функциями. Он принципиально отли­чался от своего предшественника - Боярской думы.

Члены совета назначались императором. В порядке осу­ществления исполнительной власти Сенат издавал указы, имевшие силу закона. В 1722 г. во главе Сената был поставлен генерал-прокурор, на которого возлагался конт­роль за деятельностью всех правительственных учреждений. Генерал-прокурор должен был выполнять функции "ока госу­дарства". Этот контроль он осуществлял через прокуроров, назначаемых во все правительственные учреждения. В пер­вой четверти XVIII в. к системе прокуроров добавилась система фискалов, возглавляемая оберфискалом. В обязан­ности фискалов входило донесение обо всех злоупотребле­ниях учреждений и должностных лиц, нарушавших "казенный интерес".

Никак не соответствовали новым условиям и задачам приказная система, сложившаяся при Боярской думе. Воз­никшие в разное время приказы (Посольский, Стрелецкий, Поместный, Сибирский, Казанский, Малороссийский и др.) сильно различались по своему характеру и функциям. Распоряжения и указы приказов зачастую противоречили друг другу, создавая невообразимую путаницу и надолго задерживая решение неотложных вопросов.

Взамен устаревшей системе приказов в 1717-1718 гг. было создано 12 коллегий, каждая из которых ведала опре­деленной отраслью или сферой управления и подчинялась Сенату. Главными считались три коллегии: Иностранная, Военная и Адмиралтейство. В компетенцию Комерц-, Ману­фактур- и Берг - коллегии входили вопросы торговли и промышленности. Три коллегии ведали финансами: Камер-колле­гия - доходами, Штатс - коллегия - расходами, а Ревизи­он - коллегия контролировала поступления доходов, сбор по­датей, налогов, пошлин, правильность расходования учреж­дениями отпущенных им сумм. Юстиц-коллегия ведала граж­данским судопроизводством, а Вотчинная, учрежденная несколько позже, - дворянским землевладением. Был создан еще Главный магистрат, ведавший всем посадским населени­ем; ему подчинялись магистраты и ратуши всех городов. Коллегии получили право издавать указы по тем вопросам, которые входили в их ведение.

Кроме коллегий было создано несколько контор, канцелярий, департаментов, приказов, функции которых бы­ли также четко разграничены. Одни из них, например Ге­рольдмейстерская контора, ведавшая службой и произ­водством в чины дворян; Преображенский приказ и Тайная канцелярия, ведавшие делами о государственных преступле­ниях, подчинялись Сенату, Монетный департамент, Соляная контора, Межевая канцелярия и др. - подчинялись одной из коллегий.

В 1708 - 1709 гг. была начата перестройка органов власти и управления на местах. Страна была разделена на 8 губерний, различавшихся по территории и количеству населения. Так, Смоленская и Архангелогородская губернии своим размером мало отличались от современных областей, а Московская губерния охватывала весь густонаселенный центр, территорию современных Владимирской, Ивановской, Калужской, Тверской, Костромской, Московской, Ря­занской, Тульской и Ярославской областей, на которой жи­ла почти половина всего населения страны. В число губер­ний вошли Петербургская, Киевская, Казанская, Азовская и Сибирская.

Во главе губернии стоял назначаемый царем губерна­тор, сосредоточивавший в своих руках исполнительную и судебную власть. При губернаторе существовала губернская канцелярия. Но положение осложнялось тем, что губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем кол­легиям, распоряжения и указы которых зачастую противоречили друг другу.

Губернии в 1719 г. были разделены на провинции, число которых равнялось 50. Во главе провинции стоял во­евода с канцелярией при нем. Провинции, в свою очередь, делились на уезды с воеводой и уездной кан­целярией. Некоторое время в царствование Петра уездная администрация была заменена выборным земским комисса­ром из местных дворян или отставных офицеров. Его функ­ции ограничивались сбором подушной подати, наблюдением за выполнением казенных повинностей, задержанием беглых крестьян. Подчинялся земский комиссар провинциальной канцелярии. В 1713 г. местному дворянству было пре­доставлено выбирать по 8-12 ландратов (советников от дворян уезда) в помощь губернатору, а после введения по­душной подати были созданы полковые дистрикты. Квартиро­вавшие в них воинские части наблюдали за сбором податей и пресекали проявления недовольства и антифеодальные выступления. Роспись чинов 24 января 1722 г., табель о рангах, вводила новую классификацию служащего люда. Все новые уч­режденные должности - все с иностранными названиями, ла­тинскими и немецкими, кроме весьма немногих, - выстроены по табели в три параллельных ряда: воинский, статский и придворный, с разделением каждого на 14 рангов, или классов. Аналогичная лестница с 14 ступенями чинов вводилась во флоте и прид­ворной службе. Этот учредительный акт реформированного русского чи­новничества, ставил бюрократическую иерархию, заслуги и выслуги, на место аристократической иерархии породы, ро­дословной книги. В одной из статей, присоединенных к та­бели, с ударением пояснено, что знатность рода сама по себе, без службы, ничего не значит, не создает человеку никакого положения, людям знатной породы никакого поло­жения не дается, пока они государю и отечеству заслуг не покажут.