Альберт Эйнштейн


Эйнштейн Альберт (1879-1955), физик-теоретик, один из основателей современной физики.
 

Северная война


Северную войну (1700-1721) Россия вела в союзе с Данией, Саксонией и Речью Посполитой (Польшей) против Швеции.

Франкское государство


Франкское государство было одним из крупнейших в раннесредневековой Европе.
 

История Киева


Первые поселения на территории современного Киева возникли от 15 до 20 тысяч лет тому назад.
 


Новометодные школы
Страница 1

Материалы » Просвещение в Туркестане в конце XIX-начале XX вв. » Новометодные школы

Капиталистический путь развития России, политические события в стране во второй половине XIX в и особенно в ХХ в. привели в движение все слои общества и дали небывалый толчок развитию политической и культурной жизни. В это время татарская национальная буржуазия Поволжья и Крыма решила стать просветителем «своих» туркестанских единоверцев. Эти реформаторы мусульманской жизни стремились в первую очередь взять в свои руки школы, чтобы, не меняя религиозного содержания приспособить школу к новым реалиям исторической действительности. Эти задачи были положены в основу так называемых новометодных школ - «усули-джадид». Учредителями и первыми учителями были, в основном, приволжские татары, проводившие в жизнь идеи джадидистов. Программы для этих школ были выработаны на мусульманских съездах 1905 и 1906 гг. в Нижнем Новгороде. Реформа мусульманских учебных заведений была тесно связана с буржуазно-националистической нарождающейся мусульманской буржуазии. Джадидисты старались включить в учебный план школ некоторые светские дисциплины, используя их в помощь богословию и с целью подготовки миссионеров для укрепления ислама. На территории Кыргызстана новометодные школы стали распространяться в начале ХХ века. Начиная с 1901-1902 3 школы в г. Пржевальске, 2 школы в г. Пишпеке, одна школа в Токмаке перешли на новый метод обучения. Позже они появились в отдельных районах Кыргызстана, где учителями были кыргызы, окончившие медресе в городах Уфе, Казани. Новометодные школы начали с замены буквослогательного способа обучения грамоте звуковым, и введения в курс обучения объяснительного чтения. Кроме того, имелись в этих школах парты, доски, географические карты и столы для учителей. Типичный новометодный мектеб «Экбаль» был в Токмаке, там обучались дети разных национальностей. Так, например, в 1904 г. обучалось татар - 36, узбеков - 30, дунган - 9, кашгарцев - 5, кыргызов - 200. В этом мектебе работало 8 учителей. Срок обучения 4 года, учащиеся делились на 3 класса. Учение шло по следующей программе:

1 класс - одногодичный. Чтение и письмо по звуковому способу. Учебники Максудова «Мугаллим авваль» («Начальный учитель») и «Мугалим сани» (2 часть) для чтения арабского текста. Затем книга «Тарбияли бала» («Воспитанное дитя») Фахруддинова. Затем первоначальные сведения о религиозных обрядах (ибадат исламия). Писание цифр до 100.

2 класс - одногодичный. Чтение по книге Максудова «Акиат исламия» (вероучение). Чистописание (язу). Арифметика (Хисяб зегни) - четыре арифметических действия: джам - сложение, тарх - вычитание, зарб - умножение, таксим, тафрик – (деление) чисел до 1000 и более. По родному языку (кырати тюркия) - объяснительное чтение по книге Зубаирова «Раабар-и-сыбьян» - «Руководитель детей». Священная история «Тариху анбия» по учебнику Зубаирова. Чтение Корана с тадживидвом (учение о правильном произношении слов). Начальные сведения о географии (джаграфии).

3 класс - двухгодичный. Грамматическое правописание под диктовку (иила). Чтение и пересказ (маглуматы-шафагия). Чтение корана с тадживидвом. Догматическое вероучение (зарурату диния). История ислама (тарихи ислами) Идрисова. История народа (тарихи милли) - тоже Идрисова. Арабский язык (араб лиссани) Максудова. География Хариса «Джаграфия» при помощи глобуса и карт. Логика (мантык). Стилистика (инша). Арабская литература (магат-бадиг-баян) Саддудина. Арифметика на 4 действия (маджгуль). Геометрия (ашкаль). Гигиена (хифзу сиха) - как сохранить здоровье. Весь этот материал проходился частью по учебникам, частью во время бесед.

Страницы: 1 2


Предпосылки восстания 1863 г. «Белые» и «красные»
Оживление польского освободительного движения было связано с ситуацией в России. Поляки надеялись, что реформы , обещанные Александром II, распространятся и на Царство Польское. Отмена военного положения, объявление амнистии узникам и ссыльным, разрешение создать Земледельческое общество не удовлетворили поляков, рассчитывавших на бoльш ...

Земельный вопрос
«Русская правда» предполагала полную отмену крепостного права. Вместе с тем решение вопроса о земле было компромиссным. Пестель определил, что половина пахотной земли должна выполнять социальную функцию предотвращения бедности, для чего она должна находиться в общинной собственности. А вторую половину земельного фонда планировалось ост ...

Соляной бунт
«Соляной бунт» получил такое название, потому что поводом для него послужило недовольство налогом на соль. Этому событию предшествовал общий кризис системы налогообложения. В разделе лекции, посвященном феодальным сословиям, говорилось о тягле – комплексе денежных и натуральных повинностей, которое несло посадское население. Между тем в ...