Новометодные школы
Страница 1
Капиталистический путь развития России, политические события в стране во второй половине XIX в и особенно в ХХ в. привели в движение все слои общества и дали небывалый толчок развитию политической и культурной жизни. В это время татарская национальная буржуазия Поволжья и Крыма решила стать просветителем «своих» туркестанских единоверцев. Эти реформаторы мусульманской жизни стремились в первую очередь взять в свои руки школы, чтобы, не меняя религиозного содержания приспособить школу к новым реалиям исторической действительности. Эти задачи были положены в основу так называемых новометодных школ - «усули-джадид». Учредителями и первыми учителями были, в основном, приволжские татары, проводившие в жизнь идеи джадидистов. Программы для этих школ были выработаны на мусульманских съездах 1905 и 1906 гг. в Нижнем Новгороде. Реформа мусульманских учебных заведений была тесно связана с буржуазно-националистической нарождающейся мусульманской буржуазии. Джадидисты старались включить в учебный план школ некоторые светские дисциплины, используя их в помощь богословию и с целью подготовки миссионеров для укрепления ислама. На территории Кыргызстана новометодные школы стали распространяться в начале ХХ века. Начиная с 1901-1902 3 школы в г. Пржевальске, 2 школы в г. Пишпеке, одна школа в Токмаке перешли на новый метод обучения. Позже они появились в отдельных районах Кыргызстана, где учителями были кыргызы, окончившие медресе в городах Уфе, Казани. Новометодные школы начали с замены буквослогательного способа обучения грамоте звуковым, и введения в курс обучения объяснительного чтения. Кроме того, имелись в этих школах парты, доски, географические карты и столы для учителей. Типичный новометодный мектеб «Экбаль» был в Токмаке, там обучались дети разных национальностей. Так, например, в 1904 г. обучалось татар - 36, узбеков - 30, дунган - 9, кашгарцев - 5, кыргызов - 200. В этом мектебе работало 8 учителей. Срок обучения 4 года, учащиеся делились на 3 класса. Учение шло по следующей программе:
1 класс - одногодичный. Чтение и письмо по звуковому способу. Учебники Максудова «Мугаллим авваль» («Начальный учитель») и «Мугалим сани» (2 часть) для чтения арабского текста. Затем книга «Тарбияли бала» («Воспитанное дитя») Фахруддинова. Затем первоначальные сведения о религиозных обрядах (ибадат исламия). Писание цифр до 100.
2 класс - одногодичный. Чтение по книге Максудова «Акиат исламия» (вероучение). Чистописание (язу). Арифметика (Хисяб зегни) - четыре арифметических действия: джам - сложение, тарх - вычитание, зарб - умножение, таксим, тафрик – (деление) чисел до 1000 и более. По родному языку (кырати тюркия) - объяснительное чтение по книге Зубаирова «Раабар-и-сыбьян» - «Руководитель детей». Священная история «Тариху анбия» по учебнику Зубаирова. Чтение Корана с тадживидвом (учение о правильном произношении слов). Начальные сведения о географии (джаграфии).
3 класс - двухгодичный. Грамматическое правописание под диктовку (иила). Чтение и пересказ (маглуматы-шафагия). Чтение корана с тадживидвом. Догматическое вероучение (зарурату диния). История ислама (тарихи ислами) Идрисова. История народа (тарихи милли) - тоже Идрисова. Арабский язык (араб лиссани) Максудова. География Хариса «Джаграфия» при помощи глобуса и карт. Логика (мантык). Стилистика (инша). Арабская литература (магат-бадиг-баян) Саддудина. Арифметика на 4 действия (маджгуль). Геометрия (ашкаль). Гигиена (хифзу сиха) - как сохранить здоровье. Весь этот материал проходился частью по учебникам, частью во время бесед.
Лжедмитрий и Лжедмитрий II
В это время в Польше против царя Бориса выступил молодой человек, который назвал себя царевичем Дмитрием, сыном Ивана Грозного, и заявил о своем намерении идти на Москву, добывать себе прародительский престол. «Вскоре узнали, что имя мнимого царевича Юрий Отрепьев. Он был сыном бедного боярина из Галича, Богдана-Якова, стрелецкого сотни ...
[4] Древние цивилизации. Под общей ред. Г.М.Бонгард-Левина. М.: Мысль. 1989 г.
[5] Заблоцка Ю. История Ближнего Востока в древности (От первых поселений до персидского завоевания). М., 1989.
[6] Хрестоматия по истории древнего Востока. Под ред. И. С. Кацнельсона, М. А. Коростовцева, В. И. Кузищина. Т. 1–2. M., l980.
[7] Васильев Л.С. ...
Вклад Петра в развитие культуры
Характерной особенностью русского культурного развития в 1-ой четверти XVIII века был светский характер культуры, ликвидация духовного господства церкви. Строительство мануфактур, каналов, крепостей, развитие военной техники, кораблестроения, архитектуры послужили сильным толчком к распространению светского образования и научных знаний. ...