«Витте никогда не был ни либералом, ни консерватором, но иногда он был намеренно реакционером», - писал П. Б. Струве. Так или иначе, будучи в конце XIX – начале XX вв. министром финансов, а затем председателем кабинета министров, С. Ю. Витте успел сделать чрезвычайно много.
Порой политика его кабинета сочетала в себе несоединимое: стремление к неограниченному привлечению иностранных капиталов и борьбу против международно-политических последствий этого привлечения; приверженность неограниченному самодержавию и понимание необходимости реформ, подрывавших его традиционные устои; Манифест 17 октября и последующие меры, которые свели его практически к нулю, и т. д. Но как бы ни оценивались итоги политики Витте, несомненно одно: смыслом всей его жизни, всей деятельности было служение «великой России».
Основные реформы Витте - это, во-первых, денежная реформа 1897 г., которая позволила накопить достаточный золотой запас для сбережения размена государственных кредитных билетов; во-вторых, введение винной монополии для увеличения государственных доходов и сократить дефицит» госбюджета; затем строительство крупной сети железных дорог, начатое с 1891 г.; а также разработка и внедрение покровительственного тарифа. Они помогли развитию крупной фабрично - заводской промышленности.
Но «система Витте» не была свободна от хозяйственных диспропорций и достаточно острых противоречий. Если тяжелые отрасли индустрии росли быстро, то легкая промышленность заметно отставала. По пищевой промышленности, например темпы роста были ниже прироста населения. В текстильной же промышленности средний годовой прирост оказался в принципе неплохой, но в значительной мере - за счет экспорта в Персию, Китай и другие страны Внутреннее же потребление хлопка на душу населения было более чем скромное - в 4 раза уступало США, и почти в 8 раз - Англии. Точно также, несмотря на весьма высокий уровень добычи нефти и производства нефтепродуктов (сейчас в это трудно поверить, но в ту раннюю эпоху освоения «черного золота» на Россию приходилось почти половина мировой нефтедобычи), керосина в стране на душу населения потреблялось почти в 4 раза меньше, чем, например, в Германии. Явно ниже возможностей производства было непромышленное потребление угля, листового железа и подобных предметов широкого спроса. Низкая покупательная способность основной массы населения, таким образом, выступала лимитирующим фактором.
Ограничение массового потребления обусловливалось и фискальными мерами. Например, акциз на сахар приводил к тому, что внутренняя цена его оказывалась почти в 3 раза меньше той, по которой экспортированный российский сахар продавался в Лондоне. Короче говоря, «цепочка индустриализации» наталкивалась на узость внутреннего рынка.
Видя это противоречие, С. Ю. Витте в ходе реализации своей программы развития он буквально «уперся» в крестьянский вопрос. Тогда он становится инициатором нового этапа крестьянской реформы. Главная идея, сформулированная в итоговой записке Витте на высочайший адрес, фактически предвосхищала столыпинские мероприятия.
По мере того, как обнаруживались расхождения Витте с высшей бюрократией и самим царем, становилось все более очевидным его положение «белой вороны» в структуре власти. В результате его вынужденная отставка с поста министра финансов стали закономерным финалом, который одновременно фактически означал и конец его планов.
Примечания
[1] Из письма С.Ю. Витте Николаю П от 28 февраля 1905 г.
[1] Витте С. Ю. Воспоминания. В 3-х т. М., 1960.
[2] Воспоминания министра народного просвещения графа И. И. Толстого. 31 октября 1905 г. — 24 апреля 1906 г. // Мемуары русской профессуры / Сост. Л. И. Толстая. М., 1997.
Соляной бунт
«Соляной бунт» получил такое название, потому что поводом для него послужило недовольство налогом на соль. Этому событию предшествовал общий кризис системы налогообложения. В разделе лекции, посвященном феодальным сословиям, говорилось о тягле – комплексе денежных и натуральных повинностей, которое несло посадское население. Между тем в ...
Заключение.
Осмысление итогов политики индустриализации имеет важное значение как для понимания того, что удалось сделать к 1941 г., так и для уяснения нерешенных тогда задач.
Но существенным источником индустриализации была жесточайшая государственная эксплуатация населения, всяческое ограничение потребления, строжайший режим экономии на всем - н ...
Государственно-правовое положение польских земель после разделов
Провозглашение в 1807 г. Княжества Варшавского. Польские легионы. Политика Наполеона в польском вопросе.
Европейским народам были известны случаи утраты независимости отдельными государствами (Чешское и Венгерское королевства). Имели место и частичные разделы. Но ликвидация в самом центре старого континента крупного государства, его ра ...